Решение Конституционного суда ГАИ выполнять НЕ собирается

Решение Конституционного суда от 26 мая 2015 года большинство СМИ растолковалы как запрет брать на месте штраф за нарушение ПДД

Решение Конституционного суда от 26 мая 2015 года большинство СМИ растолковалы как запрет брать на месте штраф за нарушение ПДД. Но на самом деле смысл этого решения немножко в другом. Дело в том, что сейчас за нарушение Некоторых ПДД (превышение скорости, проезд на запрещающий знак, нарушение правил стоянки и многие другие) работник ГАИ сначала выписывает протокол, а потом сразу же - постановление о уплате штрафа. Конституционный суд же признал, что это неправомерно. Оштрафовать человека на месте совершения правонарушения можно за другие проступки - безбилетный проезд, проход через железнодорожные пути или выбрасывание мусора с вагона поезда.

Что касается нарушений ПДД, то у них совсем другая процедура рассмотрения. Согласно ей, нарушитель имеет право Ознакомиться с материалами дела, давать пояснения и просит ходатайства, привлекать адвоката, оспаривать постановление. Для того, чтоб воспользоваться всеми Этими правами, у человека должен быть запас времени. А если гаишник выписывает одновременно и протокол, и постановление, то такого времени у него имеется. Соответственно, постановил Конституционный суд, постановление о нарушении ПДД Должны выписываться не в месте его совершения, а в отделении МВД того района, где оно состоялось. Таким образом, согласно решению Конституционного суда, гаишник теперь быть не может составлять постановление о уплате штрафа на месте совершения нарушения. А должен делать это спустя определенное время и у себя в офисе.

Официальный текст решения Конституционного суда Украины

В то же время на сайте ГАИ появилось сообщение «В разъяснения решения Конституционного суда», в котором идется в том, то работники ГАИ все делают правильно и ничего менять в своей работе не будут.

Вот текст этого сообщения ДГАИ:
26 мая 2015 Конституционным Судом Украины разъяснено положение части первой статьи 276 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в отношении содержания словосочетание «по месту его совершения». Указанным решением такое место определяется административно-территориальной единицей, на которую распространяется юрисдикция соответствующего органа, уполномоченного законом рассматривать дело об административном правонарушении.

При этом, указанное судебное решение не содержит никаких ограничений или запретов по составлению протоколов об административном правонарушении в сфере безопасности дорожного движения и не признает незаконными действия сотрудников Госавтоинспекции МВД при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях по месту совершения.

Следует также учесть, что Конституционные права лица, привлекаемого к административной ответственности нарушаются нормами действующего законодательства и обеспечиваются положениями статьи 288 Кодекса.

Положениями статьи 255 Кодекса определено, что протоколы об административных правонарушениях по статьям 80, 81, 121, 121-1, 121-2, 122, 122-2, 122-4, 122-5, 123, 124, 124-1, 125 , 126, 127, 127-1, 128, 128-1, 129, 130, 132-1, 133-1, 139, 140, 188-28 имеют право составлять работники соответствующих подразделений Министерства внутренних дел Украины, обеспечивающих безопасность дорожного движения , которые имеют специальные звания (сегодня подразделения Госавтоинспекции).

В соответствии с положениями статьи 276 Кодекса дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту его совершения, а предусмотренные статьями 80, 81, 121 - 126, 127-1 - 129, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 130 и статьей 139 настоящего Кодекса, могут также рассматриваться по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей.

В подтверждение указанного статье 222 Кодекса определено, что от имени органов внутренних дел (милиции) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе:
- за административные правонарушения, предусмотренные статьями 80 и 81 (в части превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах транспортных средств), статьей 124-1, частями второй и третьей статьи 126 частью третьей статьи 127, статьями 128-129, статьей 132-1 , частями шестой и одиннадцатой статьи 133-1, частями первой, второй и третьей статьи 140 настоящего Кодекса, - начальник или заместитель начальника отделения (отдела, управления, департамента), командир или заместитель командира отдельного подразделения соответствующих подразделений М нистерства внутренних дел Украины, обеспечивающих безопасность дорожного движения, начальник отдела внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности;
- за административные правонарушения, предусмотренные частями первой, второй, третьей, пятой и шестой статьи 121, статьями 121-1, 121-2, частями первой, второй и третьей статьи 122, частями первой и второй статьи 123, статьей 125, частью первой статьи 126, частями первой и второй статьи 127, частями третьей, восьмой, девятой и десятой статьи 133-1 настоящего Кодекса, - работники соответствующих подразделений Министерства внутренних дел Украины, обеспечивающих безопасность дорожного движения, которые имеют специальные звания.

Таким образом, работники Госавтоинспекции МВД Украины при составлении протоколов об административных правонарушениях и вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях по месту его совершения действуют в соответствии с существующими нормами административного законодательства.

Пресс-служба Департамента
ДГАИ МВД Украины

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделить фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter.