История экологии возникновения и становления науки об окружающей среде ~ Русло.info

  1. История экологии античные времена
  2. История экологии средневековья
  3. История экологии: новые времена

Вся история становления и развития человечества проходила в тесном взаимодействии с природной средой. Осознание этого факта играло важную роль в формировании сознания первобытного человека, превращаясь в фетишизм, тотемизме и магию еще неолитических культур. Об этом мы хорошо знаем из этнографических исследований диких племен. В этой статье кратко описана история экологии и ее становления как науки.

Позже, уже в эпоху древних рабовладельческих цивилизаций, делались все более настойчивые попытки дополнить религиозно-мистическую картину мира его научным осмыслением. При этом одной из главных проблем, волновавших умы древних мыслителей было влияние среды на человека. Поэтому взаимодействие природы и человека отразилась в многочисленных памятниках древней литературы, с которой мы знаем, что проблема экологии волновала человечество с незапамятных времен. Исторических примеров взаимодействия природы и человека уже в древности было замечено множество.

Ретроспективные идеи древнегреческих и римских философов, ученых, поэтов, государственных деятелей о человеке, его жизни и место в природе и обществе теперь уже широко известны. Приведем в кратком изложении только некоторые из них.

Приведем в кратком изложении только некоторые из них

Начиная с V в. до н.э. выяснение отношение природы к жизни человека составляло любимое вопрос, который подвергались особому рассмотрению в работах Гиппократа и его соратников, а затем Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Страбона и Галена. Вот некоторые из этих идей.

Платон (428-348 гг. До н.э.) представлял наш «естественный дом» шарообразной планете:

«Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч». Она «очень большая, и мы знаем лишь малую ее часть. Люди живут на островах, омываемых воздухом, и видят Солнце, Луна, звезды такими, какие они есть на самом деле ... »

На вопрос, сколько лет существуют на Земле государства, Платон отвечает:

«... огромный и неисчерпаемый период времени. Тысячи государств появились за это время одна за другой и соответственно не менее число исчезло. И везде они проходили через разные стадии государственной системы, становились крупными из меньших, меньше из крупных, худшими из лучших, лучшими из худших ».

Теперь история экологии нам рассказывает, что одной из причин упадка цивилизации древнего мира в Месопотамии и Малой Азии, на родине самого Платона был выпас скота без всякой меры, а также другие способы интенсивного ведения сельского хозяйства, которые приводили к непоправимым экологическим потерям.

Философ не мог не заметить этих фактов, но дал им другое объяснение. Согласно Платону, когда Аттика (территория в пределах Древней Греции) имела очень плодородные почвы, обеспечивали безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили местных жителей, но и задерживали под своим покровом дождевые воды, не давая им бесполезно стекать по склонам в русла рек. Объяснение же фактов ранних антропогенных экологических кризисов Платон дедукував из известных положений его философской системы.

По Платону, все вещи и явления на земле суть лишь бледные копии, тени мира идей. Поэтому разрушение среды обитания человеком представлялось ему не как еще одно свидетельство негативных последствий неразумной деятельности человечества, а неизбежного упадка, перерождения самих вещей и явлений материального мира по сравнению с их начальным состоянием абсолютного совершенства в первичном мире идей.

Платон упустил возможность изменить всю историю развития представлений о взаимоотношениях человека и природы, не заметив в человеке его разрушителя. Но нас не может не удивить то, что уже в античную эпоху люди имели достаточно высокий уровень знания и понимания экологии нашей планеты. Греческая экология была наследницей древневосточной; точно так же знания о взаимоотношениях человека и природы римлян развивались под влиянием греков.

Римлянам по сравнению с греками был более присущ практицизм, прагматичная оценка явлений природы. Но было бы неверно утверждать, что они, взяв на вооружение понятие, внедрены в науку предшественниками, не сказали ничего нового. Наиболее наглядно это можно проследить на примере осознание факторов, определяющих границы Ойкумены (Вселенной).

Представители античного мира обычно интересовались природой только в том случае, если в ней находился человек или были заметны следы ее творческой деятельности. И очень показательно в этом отношении развитие понятий «Космос» и «Ойкумена». Прежде всего оба эти понятия греческого происхождения. «Космос» - слово, которое первоначально означало «порядок, порядок, соответствие». Философы школы Пифагора приняли его в смысле «мир, вселенная», понимая космос как одно гармоничное целое.

Слово «Ойкумена» с греческого означало «вся населенная Земля, вселенная». Эти представления о вселенной, тесно связанные со всем человечеством, убедительно свидетельствуют о глубоком гуманизме, который лег в основу античного мировоззрения. Проследим, как эти понятия толковались мыслителями древности.

История экологии античные времена

Эратосфен был одним из тех немногих античных ученых, признавали истинность сведений, которые сообщаются Пифей о его путешествии далеко на северо-запад от Греции в районы западных и северных земель Европы. В своей книге «Географические записки» Пифий расширил границы Ойкумены, включив в нее земли расположены у Полярного круга, и даже Тапробаном (остров Цейлон, что находится в Индийском океане). Ойкумена, объяснял он, простирается от Атлантического океана до Бенгальского залива (который, как он думал, был восточной границей земель, пригодных для жизни).

История экологии постоянно возвращает нас к вопросам оценки места и назначения человека в природе. В концепциях античных мыслителей уже намечены основные черты так называемого европейского типа экологического сознания. Цицерон писал:

«Люди, что предназначены охранниками земли, не позволяют ей одичать через лютых зверей».

Неужели мир создан для деревьев, травы или зверей? Человек полностью господствует над земными благами. Мы двенадцать тысяч лет назад, например, приручили собаку, и она служит нам верно. К этой собаки бегали стаями по лесам и полям. Человек использует поля и холмы, реки и озера, сеет хлеб, сажает деревья. Человеческий ум шаг за шагом проникает в тайны природы.

Человеческий ум шаг за шагом проникает в тайны природы

В процессе освоения природных богатств приобщались к природоохранным мероприятиям и государственные структуры тех давних времен. Например, в римском сенате активно действовали экологические экспертизы при строительстве сложных в то время ирригационных сооружений, каналов, дамб и т.п.

В истории древней Греции и Древнего Рима отмечались жалобы греков в различные государственные инстанции загрязнения вод афинского порта Пирей, римлян - на засоренность Тибра. А их земляки, поселившись на севере Африки, жаловались на обнищание земли в результате эрозии почв.

В Индии, Греции, Риме в древности строили сложные отводные сооружения для городских стоков, очищались с помощью биоценозов.

История экологии средневековья

История экологии в средние века ознаменовалась мировоззренческой борьбой за ликвидацию средневековых представлений о принципиальной ограниченности как мира, так и самого человека, его познавательной и преобразовательной деятельности.

При рассмотрении проблемы сохранения природной среды в условиях позднего средневековья изложим основные принципы взаимодействия природы и общества в трудах английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) - основателя материализма и экспериментальной науки. Короля Якова I Бэкон достиг высокого положения в государстве, став лордом-канцлером.

Короля Якова I Бэкон достиг высокого положения в государстве, став лордом-канцлером

Бэкон сформулировал основной принцип взаимодействия природы и общества. Суть его заключается в том, что «над природой не властвуют, если ей не подчиняются». Философ гордился тем, что пользуется только опытом, а к мышлению и гуманизма относился с презрением. Отношение Бэкона к природе его современники и потомки быстро привели в соответствие с новыми идеалами, после чего образ матери-природы уступил место образа природы-машины, природы-дойной коровы.

Впоследствии, забыв основной принцип взаимодействия природы и общества как главную заповедь Бэкона, заколдованный мнимой мощью машинного производства человечество, казалось, прочно и навсегда расположился в кресле «царя природы». Однако прошло лишь столетие его «царствования», и хрупкий мираж человеческой всемогущества стал быстро рассыпаться под ударами назревшей общего кризиса, реальную угрозу которой осознают теперь во всех странах мира.

Будто возмущена отведенной ей ролью рабыни, неограниченной властью своего творения - человека, природа быстро и недвусмысленно показала, что терпение ее не безгранично, что она - суровая и объективная мать, которая не позволяет безнаказанно своей возмужали ребенку разрушать тот дом, где она родилась и выросла.

История экологии: новые времена

Человеческая мысль этого периода столкнулась с неразрешимой антиномией. С одной стороны, человек представлялась носителем и двигателем прогресса, принципиальные возможности которой считались безграничными. А с другой стороны, реальные возможности человека были весьма ограниченными. Человек, «незначительная былина», изображалась как трагическая существо, «запущена в бесконечном мире», - писал французский философ, математик и физик, один из основателей теории вероятности Блез Паскаль (1623-1662). Паскаль был наиболее последовательным выражением ранней «трагической диалектики» в представлениях о месте и возможности человечества во Вселенной.

Нидерландский философ-материалист Барух Спиноза (1632- 1677) не мог не изобразить в своем противоречивом трактовке человека такой раздвоенности в представлениях о месте и возможности человечества во Вселенной. С одной стороны, в духе своего времени Спиноза признавал неограниченность совершенствования орудий производства и познания. Но с другой, говоря о реальных возможностях человека, он вынужден был констатировать, что «человеческая способность выбора, и ее бесконечно превосходит могущество внешних причин; а потому мы не имеем абсолютной возможности приспосабливать внешние вещи к нашему благу ».

Французский философ-материалист и атеист Поль Гольбах (1723-1789) отмечает такие представления о месте и возможности человечества во Вселенной в более конкретной форме:

«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описывать по поверхности земного шара, не имея возможности сойти с нее ни на один момент».

Идеи природной ограниченности перспектив прогресса человеческого рода сыграли ключевую мировоззренческую роль в антиутопиях и их борьбе с представлениями о том, не скупость природы, а социальные несовершенства человеческого общества порождают «мощных врагов человеческого рода» (В. Годвин): массовую бедность и бедность большинства.

По мнению Гольбаха, человек является частью природы и подчинена ее законам. Незнание своей собственной природы, по Гольбахом, привело человека к тому, что она оказалась порабощенной и стала жертвой правительств.

Роберт Уоллес (XVIII в.) - английский священник, математик - фактически был родоначальником мальтузианской концепции будущего человечества и, в частности, мальтузианских традиций, выразившиеся прежде всего в переносе акцента анализа по вопросам о перспективах построения идеального (лучшего) общества на вопрос об обеспеченности средствами существования дальнейшего социального прогресса и реализации идеалов равенства и справедливости.

Уильям Годвин (1756-1836) - английский писатель, утопический социалист - показывает в «Размышлениях о социальной справедливости» (1778), что развернутые Г. Уоллесом сценарии антиутопии оставляют неопровержимой идею Т. Мора «как лучшего средства от незаконного присвоения и бедности, которые является в настоящее время самыми мощными врагами человеческого рода ». Поэтому не следует «пугаться системы, столь благодатной для человечества, только потому, что люди станут слишком счастливыми и вследствие этого смогут через большой промежуток времени оказаться слишком многочисленными».

Эти проблемы касаются слишком далекого будущего. А пока еще три четверти поверхности земного шара, которые могут еще быть заселены человечеством, оставались необработанными. «Обрабатываемые площади допускают возможность значительного усовершенствования обработки». Поэтому население нашей планеты, как предполагал Годвин «сможет расти еще, вероятно, бесчисленное количество веков, а земли все еще будет достаточно для прокормления ее жителей». При приближении пределов роста населения планеты люди будущего не останутся бездействовать и равнодушными к угрозе перенаселения и, безусловно, найдут пути «регулирование пружин нашего поведения». Если история человечества является историей его недостатков, то наше будущее не безнадежное:

«Человек научился предсказывать затмения, поэтому, если люди могли получать власть над внешним миром, постигнув его законы, то они, открыв законы социальной среды, могут получить власть и над ней ...»

Эти идеи созвучны идеям Ж. А. Кондорсе, изложенным в книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794). Жан Антуан Никола Кондорсе (1734-1794), французский математик, философ, политический деятель, подобно Годвину, выражает уверенность в принципиальной возможности создания специальной науки предсказания будущего рода человеческого, переводит наше знание о проблемах будущего на язык «искусства социального строительства» науки , «с помощью которой можно предсказать прогресс человеческого рода, направлять и ускорять его».

Кондорсе считал, «что природа не установила никакого предела нашим ожиданиям». Он подчеркивает, что «только исследуя движения и законы этого совершенствования, мы сумеем определить размеры и границы наших надежд». «К тому же человечество в этот отдаленный момент своей истории неизбежно приобретает такие знания, о которых мы едва можем иметь представление».

Существенный вклад в гармонизацию отношений человека и природы внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм рассматривает человека как реальный, живой субъект, творит своим трудом материальные и духовные ценности, а тем самым и самого себя. Человек имеет дело с природой, привлекает ее в орбиту своей деятельности, превращая ее в предмет, в материал, в орудие или средство своего труда. Природный материал, погруженный в «реторту цивилизации», функционирующий в общественном производстве, по его законам, и составляет условие человеческой жизни. Маркс мечтал о том, что однажды наступит время, когда естественные науки и науки общественные сольются в единую науку о Человеке, а наука о Человеке превратится в науку о Природе, поскольку ее будущность уже будет зависеть от Разума и Воли людей, которые сами являются порождением природы, Вселенной.

Маркс мечтал о том, что однажды наступит время, когда естественные науки и науки общественные сольются в единую науку о Человеке, а наука о Человеке превратится в науку о Природе, поскольку ее будущность уже будет зависеть от Разума и Воли людей, которые сами являются порождением природы, Вселенной

О чем бы ни размышляли философы прошлых веков или современной эпохи, история экологии четко показывает, что побудительным мотивом так или иначе всегда остается человек, его жизнь, судьба, ее место в природе и обществе, в истории. Определяя ее «антропологическую направленность» от Сократа, поставил в центр своих поисков требование «познать самого себя», и до Канта, который трактовал вопрос «что такое человек?», Происходят существенные сдвиги в понимании человека и смысла его жизни на протяжении более чем двух тысяч лет познания. В наши дни мы рассматриваем проблему «человек и природа» в контексте глобальных проблем, таких, как выживание в ядерный век и нарастание опасности экологической катастрофы .

Источник: Экологический блог (ruslo.info)

Неужели мир создан для деревьев, травы или зверей?
Определяя ее «антропологическую направленность» от Сократа, поставил в центр своих поисков требование «познать самого себя», и до Канта, который трактовал вопрос «что такое человек?