Вокзал, о существовании которого знают не все львовяне

Сегодня мало кого можно удивить видом Пригородного вокзала во Львове: неприметная здание, перроны с крышей, прибывают и отправляются пригородные электропоезда. Разве что на первом пути разместили музей под открытым небом с маневровым паровозом советской эпохи и разными вагонами родом из начала ХХ в.

О том мало кому известно, что во второй половине XIX в. на месте нынешнего Пригородного вокзала находился красавец-гигант Черновицкий вокзал.

На постсоветском пространстве все привыкли, что железная дорога является собственностью государства и вся инфраструктура строится из необходимости решения тех или иных проблем.

Сегодня мало кого можно удивить видом Пригородного вокзала во Львове: неприметная здание, перроны с крышей, прибывают и отправляются пригородные электропоезда

Черновицкий вокзал, фото конца XIX века

Однако в Австрийской империи все было по-другому. Тогда многие железнодорожные направлений были частной собственностью. Путь во Львов строило Общество Карла Людвига (когда даже современный проспект Свободы носил их название), которое должно в планах соединить Австро-Венгрию с Российской империей. После построения железнодорожной инфраструктуры во Львове они продолжили строительство пути в Броды. Но с стороны России особо не спешили строить дороги к границе. Поэтому один из членов правления Общества Карла Людвига, Виктор Оффенгайм, которого многие считали авантюристом, начал активно работать над направлением на Станиславов (современный Ивано-Франковск) и Черновцы, чтобы в будущем соединить, через Кишинев, Львов с Одессой. Оффенгайм всеми честными и нечестными способами начал строительство пути. В Англии зарегистрировал компанию "Limited Company", которую в неизвестный способ сделал австрийской и 15 октября 1868 компания получает официальное название "Общество Львовско-Черновицко-Ясской железные дороги". Президентом данного общества стал князь Лев Сапега, а князь Кароль Яблоновский - его заместителем.

Поезд Черновцы отправляется от Черновицкого вокзала во Львове

В мая 1865 года началось строительство пути из Львова через Ходоров и Станислав на Черновцы, которое велось бешеными темпами. Руководил строительством английский предприниматель Томас Бресса, который имел опыт строительства железных дорог по всему миру. И уже 1 сентября 1866 было открыто сообщение в 267 километров между столицами Галичины и Буковины. Конечно что строительство такими бешеными темпами не могло не спровоцировать проблем в качестве железнодорожного полотна, которые начались в 1868 году. Однако это было потом, а тогда во Львове появился большой Черновицкий вокзал.

Черновицкий вокзал, вид с улицы Городецкой, фото конца XIX века

Черновицкий вокзал, вид с улицы Городецкой, фото конца XIX века

Львов 1860-х, ул. Городецкая. Дворец Львовско-Черновицкой железной дороги.
Сейчас пригородные билетные кассы находятся в уцелевшем до наших дней фрагменте одноэтажного крыла вокзала © Юзеф Эдер

& nbsp

Вокзал был выполнен в неоготическом стиле по проекту Людовика Вежбицькои и имел четыре этажа. К зданию подходила трамвайная колея, кроме того сам двирець был на 400 метров ближе к городу, что было гораздо удобнее для путешественников.

К зданию подходила трамвайная колея, кроме того сам двирець был на 400 метров ближе к городу, что было гораздо удобнее для путешественников

Черновицкий вокзал, вид интерьера, фото конца XIX века

Позади дворца располагались пакгаузы для перегрузки грузов с поездов на подводы, а также состав льда, поскольку холодильников в то время еще не было изобретено. Между вокзалом и пакгаузами располагался канал, таких размеров, что могли там подводы ездить, для отвода воды, поскольку вокзалы находились в самом водном горизонте, а город не разрешило принимать воду с вокзалов в собственную канализацию. Существует даже легенда, что дождевая вода, которая стекает с крыши костела св. Елизаветы стекает с одной стороны в Черное, а с другой в Балтийское моря. Как утверждает заведующий Музеем истории Львовской железной дороги, Роман Патык, это было бы правдой, если бы костел находился у самой колеи на ул. Городоцкой.

Тыльную вид вокзала и дренажного рва, фото конца XIX века

Между железнодорожными компаниями началась конкуренция, которой мир еще не видел. На старых схемах видно, что железные дороги не имели даже совместных путей, то есть ни один поезд не мог переехать из Черновицкой ветви Краковской. Но "война" длилась не долго. Общество Карла Людвига построило линию на Тернополь, а оттуда на Подволочиск, чем окончательно убило перспективы Общества Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги, и Обществу Карла Людвига было выгодно привозить своих пассажиров на Черновицкий двирець, чтобы тем было ближе к городу. Также для повышения своего имиджа и удобства пересадки своих пассажиров на другие направления, поезда Львовско-Черновицко-Ясского общества тоже заходили на главный двирець Львова.

Также для повышения своего имиджа и удобства пересадки своих пассажиров на другие направления, поезда Львовско-Черновицко-Ясского общества тоже заходили на главный двирець Львова

Известная триумфальная арка, построенная до приезда Франца Иосифа I, слева видно Черновицкий вокзал, 1894

После открытия пути к Подволочиска, компании находят общий язык и все поезда прибывают на вокзал Карла Людвига, а Черновицкий вокзал становится товарной станцией. Дворец успешно переживает Первую мировую войну, но в 1919 году, на вокзале происходит взрыв амуниции, после чего двирець полностью разрушают и Львов теряет еще одну историческое здание навсегда.

Товарная станция и разрушен Черновицкий вокзал

Константин Баранюк специально для Фотографии Старого Львова .