Иван Вышенский и поликонфесийнисть Острожских

ван Вышинский относится к наиболее известных украинских писателей-полемистов. О нем существует большая литература. Однако трудно сказать, что все страницы его жизни достаточно исследованы. В конце концов, это понятно. Ведь биографических данных о писателе осталось мало. В основном информацию об этом авторе черпаем из его произведений.
Исследователи обращали внимание на то, что Вышинский был связан с Острожским культурным центром, который возник во второй половине 70-х гг., А в 80 - 90-х гг. XVI в. переживал подъем. В состав этой ячейки входила одна из первых кириллических типографий, а также первая высшая школа в восточноевропейском регионе - Острожская академия. Здесь в 1581 увидела свет первая печатная старословьяномовна «Библия», печатались различные книги, писались полемические произведения.
Анализ биографических данных о Вышинского дает основания говорить, что именно Острожский центр сыграл важную роль в его становлении как писателя и религиозно-культурного деятеля. Мы не знаем, когда точно и где родился Вышенский. Считается, что писатель пришел в мир где-то в середине XVI в., А местом его рождения является городок Судовая Вишня на Галичине. Однако это не более, чем вероятно гипотеза.
В своих произведениях Вышенский мало говорит о Галичине. Однако в них часто речь идет о Волыни и волынские реалии. В одном из автобиографических свидетельств, которое встречаем в произведении «Короткосливна ответ Феодула ...», писатель говорит, что его молодые годы прошли в Луцке. В произведении «Совет» вспоминает Жидичин - село возле Луцка, в котором находился известный на Волыни православный монастырь. В этом же произведении есть упоминание и о Острог.
ван Вышинский относится к наиболее известных украинских писателей-полемистов
Ряд свидетельств дает основания считать, что Вышинский был связан с князем Василием-Константином Острожским, который и организовал в своем родовом городе Остроге культурный центр. Так, летом 1598 в Остроге была напечатана «Книжиця», в которую вошли восемь переведенных с греческого языка посланий александрийского патриарха Мелетия Пигаса, послание князя В. К. Острожского и анонимное послание Вышенского от имени афонских монахов. Кстати, это был единственный произведение, изданное при жизни писателя.
«Книжиця» появилась как раз вскоре после Брестской унии 1596 и имела антиуниатскую направленность. Выдана была на средства князя В. Острожского, который в то время активно выступал против унии. Исследователи считают, что именно Острожская «Книжиця» 1598 послужила образцом для Вышенского и уже в следующем году он, находясь на Афоне, заключил по такой схеме «Книгу» - сборник своих произведений.
Заслуживает внимания то, что Вышинский пишет специальное послание к В. К. Острожского. В произведении «Совет» вспоминает одного из сыновей князя, Константина, осуждая его за переход от православия к католицизму. Упоминает в своих произведениях и православных епископов Кирилла Терлецкого и Ипатия Потия, которые были связаны с В. К. Острожским. Очевидно, Вышинский неплохо ориентировался в том, что происходило при дворе этого зажиточного волынского чиновника.
В свое время И. Франко обратил внимание на то, что в произведении Ипатия Потия «Антиризис» есть упоминание о некоем «господина Вышинского», который служил у князя В. К. Острожского. В частности, там говорится, что, когда Ипатий стал епископом владимирским и берестейским, князь прислал ему письмо, в котором говорилось об условиях унии с католиками. И это письмо было передано «через господина Василия Суражского и через господина Вышинского». Попутно отметим, что Вышинский хорошо знал полемический трактат Суражского «Книжиця» ( «О единой истинной православной вере») и высоко ценил это произведение.
И. Франко на основе приведенного сообщения И. Потия и других косвенных свидетельств пришел к выводу, что Вышинский мог быть слугой при дворе В. К. Острожского: здесь он «заканчивал свое образованного и добивался хлеба». «Жизнь при дворе такого большого господина, как Острожский, - пишет И. Франко, - который с имений своих имел миллион годового дохода, а при дворе давал приют тысячам самых разных людей, шляхты, ученых, артистов и просто обманщиков и проходимцев, было, без несомненно, большой школой для молодого человека. Не надо думать, что жизнь такая шло для него в роскоши и выгодах; противно, здесь он приучался и недоедать, и недосипляты, вынужден был непрестанно держаться настороже, угождать тысячам мелких и крупных прихотей, прислуживать всякому, сносить частые, не раз прямо самодурськи снижение и оскорбить, но зато учиться заглядывать на дно жизни, видризнюваты истинный блеск от фальшивого, мог пользоваться из общества людей ученых и опытных, сталкивался непрестанно с людьми самых разных сословий, от простых подданных хлеборобов до примасов и сенаторов и королей, и все это должно значительно расширять круг его сведе и углублять его мировоззрение, особенно когда у него была душа не лакейская, а подвержена вдумчивости, критики и глубоко нравственная. Только такой всесторонней школой жизни мы можем выяснить себе то широкое знание мира и людей, которое встречаем у нашего автора при его небольшой, да и то, кажется, довольно поздно приобретенной книжной учености; тем знанием реальной жизни, обычаев и нравов человеческих Вышенский резко и полезно видзначувався от других современных и более поздних писателив духовного происхождения, хотя и значительно вчениших от него ... ».
Конечно, эти рассуждения И. Франко имеют гипотетический, даже несколько литературно-художественный характер, на что в свое время обратил внимание А. Крымский. Однако они кажутся достаточно правдоподобными, как и то, что в молодые годы Вышенский служил при дворе князя В. К. Острожского. Ибо Он (в этом можно вполне солидаризироваться с И. Франко), Вышенский хорошо знал тогдашней жизни. И приобрести такой опыт мог разве что при княжеском дворе.
В последнее время получила распространение гипотеза В. Колосовой, что писатель в 90-х гг. XVI в. постригся в монахи в Дубновском Преображенском монастыре. Если это действительно так, то это еще одно свидетельство связанности Вышинского с В. К. Острожским. Ведь Дубно фактически было главной резиденцией князя. Он здесь чаще бывал, чем в самом Остроге. Также князь занимался Дубненском монастырями, проявлял к ним значительный интерес.
Несомненным свидетельством связей В.-К. Острожского и Вышенского упоминавшееся послание писателя к князю. Вероятно, это был один из первых произведений полемиста, такая проба пера. И то, что эта проба была посвящена князю В. К. Острожском, весьма показательно. В определенном смысле лицо князя, его деяния стали импульсом для писательской деятельности Вышенского.
Правда, исследователи обращали внимание на то, что в послании будто ничего и не говорится о князе. Это так и не так. Писатель имел придерживаться определенного этикета. Ведь В.-К. Острожский титуловался как «божьей милостью князь», то есть человеком, власти которой освящена Богом, и которая стоит над большинством смертных. Именно так воспринимало князя его окружение, к которому, наверное, принадлежал Вышенский. Поэтому писатель должен придерживаться соответствующей дистанции, не имел права прибегать к «фамильярности».
И все же внимательное прочтение послания многое может сказать. Прежде всего привлекает внимание то, что писатель называет князя Острожского Василием. Это несколько необычное обращение. Ведь князь, став совершеннолетним, перестал употреблять имя, данное ему при крещении, а использовал имя отца Константин, которое, в основном, фигурирует в панегирических произведениях, посвященных князю.
Послание Вышенского это тоже вроде панегирик, но панегирик особенный. Употребляя имя Василий, писатель обращает внимание на православную традицию, на необходимость ее строгого соблюдения. Собственно, к этому сводилась основная идея произведения.
Случайно ли это? Очевидно, нет. Вышинский не мог не знать, что православная традиция в семье Острожских подверглась серьезной разрушения. Дело не только в том, что князь женился на католичкой Софией Тарнавской, а его дочери, в соответствии с тогдашними обычаев, были крещены по католическому обряду. Их же князь выдал замуж за мужчин, которые выступали адептами реформационных вероисповеданий. По троих сыновей князя, которые были крещены как православные, то двое из них, Иван (Януш) и Константин, совершили переход в католицизм. Кстати, о Константине, как уже говорилось, является упоминание в третьей главе «Книги» Вышинского, которую часто называют «Советом». Полемист писал: «И чем прославился Константин Острожский, который простоту христианскую отверг, а мирскую хитрость папской веры, как привлекательную игрушку, схватил? Или не скрылся скоро и не пропал? А почему плода по себе не оставил? Потому что христианство казнил ». Как известно, В. К. Острожский очень болезненно пережил переход своего среднего сына Константина в католицизм. После этого перехода, осуществленного вместе с женой, Константин прожил лишь несколько лет и умер, не оставив после себя детей. Некоторыми людьми, в т.ч. и Вишенским, это трактовалось как наказание за смену вероисповедания.
Вышинский, вероятно, знал о намерениях В. К. Острожского относительно заключения церковной унии. Если он действительно вместе с Василием Суразький передавал письмо от князя епископа Ипатия Потия об условиях сочетания с католиками, то должен быть посвященным в эту деликатную дело. Конечно, князь В. К. Острожский имел свое видение этой проблемы, настаивая на концепции универсальной унии, которая расходилась со взглядами и действиями епископов-униатов. Однако даже универсальная уния могла быть негативно расценили православными ортодоксами.
Мы не знаем, как Вышинский относился к униатских планов В.-К. Острожского. Но он приветствовал князя, когда тот после Брестского собора 1596 занял твердую антиуниатскую позицию. В своем послании к этому правителя полемист представляет его как защитника православия и благодарит его: «Спасибо богу за твердость и постоянство вашу, спасибо за искренность и степенность, за искренность, говорю, которую к Богу держите предания, незыблемую девственность девства веры своей без -Какого бесчестия и хулы, что, желаю, дай Бог, спрятать до конца ».
Эта твердость в вере, так следует из произведения полемиста, должна противостоять католической экспансии. Именно в ней он видел наибольшую опасность для своей Родины: «... нет спасения Руси от неверия Папы Римского. Я видел и посланника-глашатая, видел иезуита, исусоогудника-блюзнителя ». Писатель считал, что надо крепко держаться своей традиции и не допускать никаких новостей, идущих из католического Запада: «Не лучше ли было свет разума всегда сущего, православной церкви дарованное, видеть, чем сейчас во тьме языческих наук закрываться и умереть? Не лучше ли было, в простоте сердца хваля Бога, вместе с нами здоровыми быть, чем сейчас, отделившись от нас, заболеть комедиантським и машкарським набожеством и умереть? »
Заканчивается послание к В. К. Острожского призывом крепко держаться православной веры: «Верьте крепко и нерушимо и будьте едины в вере. Есть тот, кто нас избавит, только к нему истиной от всего сердца придется ... Есть у нас непобедимая сила, непоколебимое божество, праздники, единосущная, животворящая и нераздельная троица, отец и сын, и святой дух, Бог в трех ипостасях, в которого мы веруем, которого славим и которому поклоняемся благочестиво, у него-то крестимся. Он силу имеет вырвать нас из плена латинского и освободить от обольщения антихристовой веры ... »В этих словах, помимо всего прочего, звучит и скрытая боязнь того, что князь В. К. Острожский может пошатнуться в защите православной ортодоксии и пойти на контакты с латинянами, как это было с ним раньше.
Вышинского беспокоят отступления русской (украинской) аристократической элиты от православия, появление новых вероисповеданий. В его «Совете» находим такие слова: "Не такого детского мудрствования хочешь, бывший русины, когда благочестивый христианин и цнотливець Малой Руси, говорю, ты, что с ляхами живешь и сейчас одитинив и разделился, отступив от Христа, на Петром Павла и Аполлосу, разделился сейчас на папистами, евангелиста, новохрещенця и субботника ». Кстати, примерно именно так выглядела конфессиональная ситуация в семье и при дворе Острожских - здесь были и католики, и кальвинисты (евангелисты), и ариане, которых называли новохрещенцямы и субботниками. Такое положение вещей вызвало неприятие со стороны Вышенского, и он, соответственно, осуждал конфессиональное разделение Руси. Кстати, именно в «Совете», как уже отмечалось, идет речь об отступлении сына В. К. Острожского Константина от православия и переход в католицизм.
О связи Вышинского с князем В. К. Острожским свидетельствуют не только его произведения, но и окружение писателя. О нем знаем немного, но даже эта скудная информация дает право сделать следующие выводы.
Одним из соратников Вышенского был Исаакий Борискович. Есть свидетельства, что он был игуменом Степанского монастыря, принадлежал В. К. Острожском. Очевидно, без санкции князя он не мог бы занять это положение. Не исключено, что как степанский игумен он принимал участие в Брестском антиуниатских соборе 1596 Грушевский, используя документальные свидетельства, пишет, что после Брестской унии львовский архиепископ Гедеон Балабан, ставший во главе русской православной церкви как патриарший экзарх, послал Исаакия на Восток. Вероятно, эта поездка санкционировалась В. К. Острожским. Через Исаакия Гедеон передал александрийскому патриарху Мелетию Пигаса новое издание книги иезуита Петра Жалобы «О единстве церкви божьей под единым пастырем». Патриарх же эту книгу через того же Исаакия послал на Афон, надеясь, что ее разберет и оценит Вышенский. По согласованию с князем В. К. Острожским Исаакий в 1602 стал настоятелем Дерманского монастыря, пытаясь его реорганизовать в религиозно-культурный центр православия на украинских землях. Очевидно, Исакий принадлежит произведение «Совитование в благочестии», написанный в первой половине XVII в., В котором автор призывает вернуть с Афона в Украине Вышинского.
Кроме Исаакия Борисковича, судьба свела Вышенского еще с одним волынянином - иеродиаконом Виталием. В своем «Послании к старицы Домникии», написанном Вишенским во время его непродолжительного пребывания в Украине в 1605, читаем: «Я не порицаю грамматическое учение и ключ к познанию складов и предложений, как некоторые думают и так говорят:« поскольку сам не учился, поэтому нам завидует и запрещает ». Такое, знаю, прежде всего Виталий, волынский казнодия, бросал ». О Виталии известно, что он 6 июля 1603, благодаря В. К. Острожском, получил право на игуменство монастыря св. Креста в Дубно. Виталий переводил многие из латинского и греческого языков, а в 1604 заключил книгу под названием «диоптрий ...». Хотя он вообще придерживался традиционных православных взглядов, однако не прочь использовать достижения «латинской мудрости». Очевидно, по этому поводу и возникли дискуссии между Виталием и Вишенским.
С Вишенским был тесно связан Иов Княгиницкий. С его жития узнаем, что он учился в Острожской академии, потом сам преподавал здесь, был на службе у князя В. К. Острожского и его сына Александра. Сохранилось послание Вышенского к Княгиницкого, которое свидетельствует о дружеских отношениях между ними. Именно по инициативе Вышенского Княгиницкий основал знаменитый монастырь - Скит Манявский, который стал оплотом православия в Углу.
Вышеприведенные факты дают основания утверждать, что Вышинский принадлежал к окружению князя В. К. Острожского, имел возможность общаться с ним и интеллектуалами, которые находились при его дворе. Даже оказавшись на Афоне, он не порывал связей с Острожским культурным центром, именно в Остроге появилась единственная прижизненная публикация писателя - его послание к князю В. К. Острожского. Среди соратников Вышенского были люди, которые сформировались или были связаны с этим центром (Исаакий Борискович, Иов Княгиницкий). Были в окружение В. К. Острожского также книжники, с которыми дискутировал писатель, например, Дубненский игумен Виталий. Поэтому Острожский культурный центр сыграл важную, если не решающую, роль для становления Вышенского как писателя-полемиста.

день

Случайно ли это?
Полемист писал: «И чем прославился Константин Острожский, который простоту христианскую отверг, а мирскую хитрость папской веры, как привлекательную игрушку, схватил?
Или не скрылся скоро и не пропал?
А почему плода по себе не оставил?
Не лучше ли было, в простоте сердца хваля Бога, вместе с нами здоровыми быть, чем сейчас, отделившись от нас, заболеть комедиантським и машкарським набожеством и умереть?