Дж.Р.Р. Толкин - биография


Толкин / John Ronald Reuel Tolkien / (1892 - 1973) - выдающийся английский писатель, филолог-медиевист, классик мировой литературы ХХ века и один из основателей жанра фэнтези, активный католик-мирянин.

Джон Рональд Руэл Толкин родился 3 января 1892 в настоящее Южно-Африканской Республике в г.. Блумфонтейн в семье банковского служащего, сотрудника «Бэнк оф Ефрика» Артура Руэла Толкина и его жены Мейбл Толкин, в девичестве Сáффилд.

В связи с ухудшением здоровья, в три года Дж. Р. Р. Толкин вместе с младшим братом Гиларием Артуром Руэла Толкином и матерью отправляются в Англию на длительные гости к родственникам, однако через год в Африке умирает отец и семья остается жить в Англии. Сначала Толкина живут в Саффилд в Бирмингеме, впоследствии переезжают в его пригород Сéргоул-Миллза.

Начальное образование Дж. Р. Р. Толкин получил дома с матерью, которая научила его читать, писать, рисовать, а также основам латыни. В то же время Мейбл Толкин, ища духовной опоры в сложной жизни, в 1900 обращается в Католическую Церковь, в свою очередь лишило и без того небогатое мать-одиночку финансовой поддержки родителей и родственников-протестантов. Материальные лишения заставляют Толкина на очередной переезд в село Рендел.

Одинокой нищей матерью и ее сыновьями опекает католический священник Фрэнсис Морган, ораториянець с Бирминґемськои Оратории святого Филиппа Нери.

Джону Руэла было всего 12 лет, а его младшему брату Хиллари - 10, когда от сахарного диабета и нужд умерла их мать Мейбл. Перед своей смертью Мейбл Толкин официально передала опекунство над своими сыновьями Джоном и Хиллари отцу Фрэнсису Моргану. Едва ли не основной причиной ранней смерти матери Толкина является ее твердая постановление оставаться верной католической вере. Итак, несмотря на всю трагичность этой ситуации, уже малым Толкин получил большое свидетельство веры своей матери, которое безусловно повлияло на всю его дальнейшую жизнь и творчество.

Так малый Джон и его брат Хиллари оказались под опекой образцового католического священника. Собственно отец Морган привил Толкину большую любовь к Литургии, которую Джон посещать почти каждый день, находя в ней и в святом Причастии непересыхающий источник силы и милости.

С 1900 года Джон учится в школе им. короля Эдварда (King Edward's School), а с 1903 по 1904 в школе святого Филиппа (St. Philip's Grammar School), которую проводили отцы ораториянци. Позже Толкин поступает в колледж при Оксфордсьмому Университете, где в 1915 году получает диплом по английской филологии с отличием.

В 1908 году молодой Толкин знакомится с Эдит Мэри Бретт (Edith Mary Bratt), своей будущей женой. Опекун Толкина отец Морган не позволил тогда шестнадцатилетнем Толкину сделать брачное предложение Эдит. Он требовал, чтобы его подопечный сделал это только тогда, когда станет совершеннолетним. Когда Джону исполнилось 21 год он предложил Эдит обвенчаться. Под влиянием Толкина протестантку Эдит перешла в католическое вероисповедание. Счастливая пара уставилась в супружескую жизнь приняв Таинство брака 22 марта 1916 в церкви Пречистой Девы Марии Непорочнозачатои в Уорик.

После окончания Университета в 1916 году Толкин добровольно вызывается в армию и он зачислен в Ланкширського стрелкового полка в звании младшего лейтенанта. Это произошло сразу же после венчания молодой пары в Уорик. А уже 4 июня 1916 Толкина отправляют на Западный фронт Первой мировой войны. 27 октября того же года Толкин попадает в военный госпиталь с диагнозом окопная лихорадка, которая в течение следующих двух лет донимать своими рецидивами молодому Толкину. После выписки из госпиталя Толкина переводят на штабную работу в Англию, в тыл.

16 ноября 1917 в семье Джона и Эдит Толкин рождается первенец, который на святом Крестные получает имя Джон Фрэнсис Руэл, второе имя Фрэнсис, Толкин дал своему первенцу в честь о. Фрэнсиса Моргана, своего многолетнего опекуна и воспитателя.

По окончании Первой мировой войны Толкин демобилизовуеться из армии в звании лейтенанта.

Сразу же после войны Толкина приглашают принять участие в работе над созданием словаря английского языка, который впоследствии станет известным как «Оксфордский словарь английского языка» (Oxford English Dictionary) издание 1926 года. В его обязанности входит изучение этимологии и истории слов германского происхождения, начинающиеся на букву W. В то же время он подрабатывает частными уроками английского языка.

В 1920 году Толкин начинает работать лектором английского языка в Лидском университете. Уже за два первых года работы в университете Толкин издает «Словарь среднеанглийской языка», а через четыре года после начала обучения в университете в 1924 становится самым молодым профессором этого университета.

В 1920 году, 22 октября у супругов Толкина рождается второй ребенок Михаэль Хиллари Руэл, а в 1924 - 21 ноября Кристофер Джон Руэл.

Осенью 1925 Толкина выбирают профессором староанглийского языка Оксфордского Университета и Толкин переезжают в Оксфорд.

Во времени своего пребывания в Оксфорде Толкин становится участником литературного клуба «Инклинґз», где начинается его дружба с Клайвом С. Льюисом убежденным агностиком. Собственно Толкин приводит Льюиса назад в лоно христианства, хотя при этом Льюис разочаровал Толкина выбрав англиканство, а не католицизм, как этого хотел Толкин. Охлаждение отношений Толкина и Льюиса вызвано браком Льюиса с разведенной женщиной, против чего католик Толкин горячо протестовал. Несмотря на охлаждение отношений, Толкина глубоко поразила смерть Льюиса в 1963 году. В связи с этой потерей он писал: «Такое впечатление будто мне подрублены корни. Жаль, что последние годы мы отдалились друг от друга, но времена нашего близкого общения мы берегли в своих сердцах ». Много лет собственно Льюис был единственным аудиторией Толкина, и возможно без Люисового влияния творчество Толкина так и осталась его частным хобби.

В 1959 году Толкин выходит на пенсию, но и в дальнейшем продолжает работать над своими книгами. За огромный вклад в развитие английской филологии и за положительное влияние на подрастающее поколение английский королевский двор делает ради Толкина исключение - ревностного католика Толкина английская королева Елизавета II провозгласила Командором Британской Империи 28 марта 1972, приняв писателя в Бекинґемському дворце.

29 ноября 1971 умерла жена Толкина Эдит. Ее похоронили на Вилверкотському кладбище. На ее надгробии, по личному распоряжению мужа, выгравировано надпись - Лутиэн - героини толкиновского эпоса о Берена и Лутиэн.

Умер Джон Рональд Руэл Толкин 2 сентября 1973 от последствий кровоточивой язвы желудка. Похоронен у жены.

Коротко о христианском ключ к пониманию творчества Толкина

Творчество Толкина невозможно отделить от его христианских убеждений. Хотя Толкин и не стремился писать прозрачные аллегории в христианство, без христианских корней Толкина его творчество остается непонятной. Христианские первень присутствуют в его книгах настолько прикрыто легко можно их принять за общечеловеческие принципы, а то и выдумку самого автора. Интересно было бы заметить, что собственно в обществе, оторванном от своих христианских корней творчество Толкина бывает воспринят в языческом смысле. Примером такого выкручивания творчества Толкина есть территории бывшего СССР, где, особенно в России, возникли группы «почитателей» Толкина, которые трактуют его творчество в неоязыческая контексте.

Толкин глубоко укоренился в христианском наследии Европы и без понимания этого невозможно дать правильную оценку его произведениям. Человеку, которая далека от наследства западноевропейской цивилизации только увидеть христианские намеки автора. Невозможно не заметить параллели между Ривенделломи Лотлориэн с одной стороны и средневековыми бенедиктинский монастырь с другой также бросается в глаза параллели между Ґандалвом и св. Бонифацием и ок. Алкуина с другой стороны. Этот комплекс параллелей помог с одной стороны средневековой Европе отбиться от варварства, а в творчестве Толкина Ривенделл, Лотлориэн и Ґандалв противостоят поглощению толкинського Средиземье тьмой варварства.

Некоторые из своих образов Толкин направления позаимствовал в литературе христианского средневековья. Как вот, например, героя Еарендила, из ангела средневековой литературы, посланного на помощь людям, трансформируется в Толкина в героя, которого заранее известили и который так же послан, чтобы помочь жителям Средиземья побороть врага. Даже имя самого врага Мелкор, перекликается с еврейскими «мелек ор» - князь света, ангел света, Люцифер, Сатана. Таким и выступает этот персонаж у Толкина - взбунтовавшимся архангелом, который в своей гордыне хочет занять Божий Престол и стремится заставить все разумные существа поклоняться себе. Блаженная земля, земля совершенна, такую ​​которая должна быть, если бы не произошло грехопадение удалена из видимого мира. Как и земной рай Библии, она не доступна людям. Имя ее Аман. Опять же и в самом названии скрывается параллель с еврейскими «Амана» - вера. Приходится сожалеть, что в окончательной редакции «Сильмариллион» так и не вошла притча «Слова Финрод и Андрета» и «Повесть Аданаели». Ведь именно они дают совершенный ключ для христианского прочтения всего опуса Толкина.

Христианские параллели проявляются и в датах. Так, например, Братство кольца начинает свой поход 25 декабря (дата когда христиане празднуют Рождество), конечная победа над врагом Суарон, который заменил в этом мире Моргота Мелкор - 25 марта (день Благовещения).

О своей трилогию «Властелин колец» сам Толкин пишет следующее: «Понятно, что« Властелин колец »в своей основе является произведением религиозным и католическим; так получилось в самом начале, сначала бессознательно, а уже вполне сознательно во времени изменения произведения. Поэтому я или не вкладывал, или решительно выбрасывал из этого вымышленного мира всякое ссылка на «религию», на культы и обряды. Ведь религиозные элементы вобрал в себя сам сюжет и символика »- письмо Толкина к его другу иезуита Роберта Марри (Письма №328). Вот какая книгу характеризует один из исследователей творчества великого англичанина Стрефорд Колдекон: «Тем не менее« Властелин колец »- книга христианская и каноническая и по своему замыслу, и по духу. Она насквозь пропитана ощущением вечности, объективной реальности добра и зла, мудрого Промысла Божьего ».

Притча Толкина «Письмо работы Ниґґла» показывает ясные параллели с католическим восприятием чистилища, а также с Люисовим «Большим разводом», что собственно и подтверждает догадки критиков о попытке Толкина описать реалии загробной жизни.

Можно было бы еще писать о творчестве Профессора, но это уже тема другой статьи.

специально для Мilites Christi Imperatoris
Джош Маршалл

При цитировании или использовании любых материалов ссылка на www.christusimperat.org обязательное