Аполлон 13: Факты о бедствии НАСА

  1. Аполлон 13 космонавтов
  2. «Хьюстон, у нас была проблема»
  3. Холодные дни перед выплеском
  4. Аполлон 13 наследие

Фред Хайз (слева), Джек Свигерт и Джим Ловелл позируют за день до запуска

Фред Хайз (слева), Джек Свигерт и Джим Ловелл позируют за день до запуска. Свигерт только что заменил Кена Мэттингли в качестве пилота командного модуля после того, как Мэттингли подвергся воздействию немецкой кори.

(Изображение предоставлено НАСА)

Аполлон-13 должен был стать третьей миссией НАСА по приземлению на Луну. Вместо этого, в одно мгновение, космический корабль переместился из привязанного к луне десантного блока в искалеченное судно. Космический полет сегодня представляет собой демонстрацию инноваций НАСА, спасающих жизни на лету, и наглядно иллюстрирует опасность работы в космосе.

Аполлон 13 космонавтов

Первый раз флаер Джек свигерт 38-летний 38-летний космонавт с 1966 года, ранее входивший в состав экипажа поддержки «Аполлона-7». Первоначально он был пилотом резервного командного модуля «Аполлона-13», но присоединился к экипажу всего за 48 часов до запуска после основного члена экипажа Кен Маттингли был невольно подвергнут немецкой кори. Поскольку у Маттингли не было иммунитета, врачи НАСА вытащили его из миссии над командиром Джим Ловелл Протесты.

42-летний Ловелл был самым путешествующим астронавтом в мире. У него было три миссии и 572 космических часа опыта. Ловелл участвовал в Аполлон 8 , первая миссия по кругу луны, и полетел две миссии Близнецов - в том числе 14-дневный пробег на выносливость.

Округление экипажа было Фред Хайз 36. Хейз был в том же классе астронавтов, что и Свигерт, и ранее был запасным членом экипажа Аполлона 8 и 11.

Весь экипаж имел опыт испытательного полета, прежде чем они стали астронавтами, то есть они привыкли иметь дело с проблемами в полете. Этот опыт пригодится на Аполлоне 13.

«Хьюстон, у нас была проблема»

Аполлон 13 запущен 11 апреля 1970 года. Космический корабль Аполлон был составлен из двух независимых космических кораблей, соединенных туннелем: орбитального корабля «Одиссея» и посадочного аппарата «Водолей». Экипаж жил в Одиссее в путешествии на Луну.

Вечером 13 апреля, когда экипаж находился на расстоянии 200 000 миль от Земли и приближался к Луне, диспетчер миссии Си Либерго увидел предупреждающий сигнал о низком давлении на водородном баке в Одиссее.

Сигнал мог указывать на проблему или указывать на водород, который нужно было просто переместить, нагревая и раздувая газ внутри бака. Эта процедура была названа «крио-перемешиванием» и должна была остановить переохлаждение газа в слоях.

Вид на поврежденный сервисный модуль Apollo 13 после разъединения.

(Изображение предоставлено НАСА)

Swigert щелкнул выключателем для обычной процедуры. Мгновение спустя весь космический корабль содрогнулся вокруг испуганной команды. В Одиссеи и в Центре управления полетами загорелись сигнальные огни, когда давление кислорода упало, а мощность исчезла. Экипаж уведомлен Управление полетом С Свигерт, классно говоря, "Хьюстон, у нас была проблема". (Фильм 1995 года «Аполлон-13» получил некоторую креативную лицензию с этой фразой, изменив ее на «Хьюстон, у нас проблема» и получив слова из уст командира «Аполлона-13» Джеймса Ловелла.)

Намного позже комиссия по расследованию авиационных происшествий НАСА определила, что провода были обнажены в кислородном баллоне из-за комбинации ошибок производства и испытаний перед полетом. В ту роковую ночь искра от оголенный провод в кислородном баллоне вызвал пожар разрывая один кислородный баллон и повреждая другой внутри космического корабля.

Так как кислород питал топливные элементы Одиссея, мощность также была уменьшена. Двигатели контроля ориентации космического корабля, чувствуя выходящий кислород, пытались стабилизировать космический корабль с помощью небольших реактивных двигателей. Система не была очень успешной, учитывая, что несколько самолетов были захвачены взрывом.

К счастью для Аполлона-13, у поврежденной Одиссеи была здоровая резервная копия: Водолей, который не должен был быть включен, пока экипаж не приблизился к посадке на Луну. У него не было теплового щита, чтобы пережить путешествие обратно на Землю, но он мог поддерживать жизнь экипажа достаточно долго, чтобы добраться туда. Затем космонавты могли переключиться на Одиссею до конца поездки домой.

Хейз и Ловелл лихорадочно работали над тем, чтобы загрузить Водолея за меньшее время, чем планировалось, в то время как Свигерт остался в «Одиссеи», чтобы отключить свои системы, чтобы сохранить энергию для аварийного отключения.

Холодные дни перед выплеском

Экипаж теперь должен был сбалансировать задачу возвращения домой с задачей сохранения силы на Водолее. После того, как они выполнили критический ожог, чтобы направить космический корабль обратно к Земле, экипаж отключил каждую несущественную систему в космическом корабле.

Без источника тепла температура в кабине быстро понижалась почти до замерзания. Некоторая еда стала несъедобной. Экипаж также нормировал воду, чтобы у Водолея, работающего дольше, чем предполагалось, было достаточно жидкости для охлаждения оборудования.

На Земле, директор полета Джин Кранц вытащил свою смену контроллеров из обычного вращения, чтобы сосредоточиться на управлении расходными материалами, такими как вода и электроэнергия. Другие команды управления полетами помогали команде в ее повседневной деятельности. Производители космических кораблей работали круглосуточно, чтобы поддержать НАСА и экипаж.

Это было долгие несколько дней назад домой; вся команда похудела, и у Хейза развилась почечная инфекция. За несколько часов до того, как спустились в воду, измученная команда включила «Одиссею» (которая, по сути, несколько дней простужалась и могла бы отключиться, если бы ей не повезло). Они готовились к падению, не зная, не повредил ли взрыв теплозащитный экран. [Видео: Что если Аполлон-13 не вернется домой? ]

Ловелл, Хейз и Свигерт благополучно вернулись в Тихий океан 17 апреля. Космический корабль дизайн был перенастроен с лучшими проводами и дополнительным баком, и последующие миссии не столкнулись с той же проблемой.

Аполлон 13 наследие

Многочисленные изменения дизайна были внесены в служебный модуль Apollo и командный модуль в последующих миссиях в программе Apollo. По словам бывшего диспетчера миссии Си Либергот на сайте collectSPACE эти изменения включали:

  • Еще один крио-кислородный баллон, который может быть изолирован только для снабжения экипажа.
  • Снятие всех криогенных вентиляторов и проводки.
  • Извлечение термостатов из криобаков и изменение типа нагревательной трубки.
  • Добавляем 400-амперную батарею лунного модуля.
  • Добавление мешков для хранения воды в командный модуль.

Что касается космонавтов, Хейз был назначен командовать миссией Аполлона-19 на Луну. Однако, это и две другие миссии были отменены после сокращения бюджета НАСА. Позже он пилотировал космический челнок «Энтерпрайз» во время его испытательных полетов.

В 1982 году Свигерт был избран в Конгресс в своем родном штате Колорадо. Тем не менее, во время кампании он узнал, что у него рак кости, и он умер прежде, чем мог быть приведен к присяге.

В 1994 году Ловелл и журналист Джеффри Клугер совместно написали книгу о космической карьере Ловелла, в которой основное внимание было уделено событиям миссии «Аполлон-13». Книга называлась «Потерянная луна: опасное путешествие Аполлона-13» и подстегнула фильм «Аполлон-13» (1995), в котором снялся Том Хэнкс. Фильм получил две премии Оскар и был снят в сотрудничестве с НАСА.

Агентство предоставило съемочной группе доступ к системе управления полетами 1960-х годов в Хьюстоне, чтобы реконструировать площадку в виде набора, а также позволил актерам-космонавтам летать на борту самолета НАСА "Вомит-комета" для имитации невесомости. В конце фильма Ловелл снялся в качестве камеи в роли капитана USS Iwo Jima; Мэрилин Ловелл и Джин Кранц также появлялись в коротких сериях, согласно базе данных интернет-фильмов.

Другие биографические отчеты о миссии «Аполлон-13» включают в себя книгу Либерго и Дэвида Харланда «Аполлон EECOM: путешествие в течение всей жизни» (2003 г.) и «Неудача - не вариант» Кранца (2000 г.). Несколько научно-популярных книг также исследовали Аполлона 13; заметным, но более старым примером был «Человек на луне» Эндрю Чайкина (1994), в который вошли интервью со всеми выжившими астронавтами Аполлона.

Известные вымышленные рассказы об Аполлоне 13 включают в себя:

  • «Хьюстон, у нас есть проблема» (1974), в которой основное внимание уделяется стрессу, который испытывает наземный персонал во время кризиса;
  • «С Земли на Луну» (1998), в которой был целый эпизод об Аполлоне 13 под названием «Мы прерываем эту программу». Эпизод был сосредоточен в основном на телевизионных репортерах на местах, а не на экипаже в космосе.
  • Интерактивное театральное шоу «Apollo 13: Mission Control» дебютировало в 2008 году в Новой Зеландии и гастролировало в Соединенных Штатах.

Интерактивное театральное шоу «Apollo 13: Mission Control» дебютировало в 2008 году в Новой Зеландии и гастролировало в Соединенных Штатах

Управление полетом в Хьюстоне празднует безопасное возвращение экипажа Аполлона-13. Джин Кранц курит праздничную сигару справа, в то время как Дик Слейтон перед участком миссии жмет руку.

(Изображение предоставлено НАСА)