болехов
Карта
координаты: 49 ° 04ь01 "с. ш. 23 ° 51ь05 "вост. д.
Что посмотреть рядом: скалы в Бубнище, монастырь в Гошу , Солеварню в долине . Правда, в Болехове тоже есть солеварня - и в значительно лучшем состоянии.
Ну хорошо: БЫЛА в лучшем состоянии. Уже в 2011 году и Болеховская салина превратилась в жалкие руины. Достопримечательности Украинский не нужны.
Любите такой коктейль? Тогда этот город на реке Сукиль вам понравится. А нет - проедете мимо Болехов пути к более известных "чудотворного" Гошева или нефте-соляной долины без остановок, разве которая сецессионная здание, богато украшенная лепниной, привлечет ваше внимание.
Четырехтомник «Памятники градостроительства и архитектуры УССР" напыщенно делает вид, что города Болехов для истории украинской архитектуры просто не существует. Попробуем доказать, что четырехтомник может ошибаться, и не только потому, что, скажем, в какой-то там Америке дома возрастом 100-150 лет - раритеты и сокровища национальной культуры, но и потому, что некоторые сооружения тут же заслуживают внимания.
Ну вот хотя бы помещения в самом центре города, на углу двух центральных улиц, зелененьке (упс, уже голубое: о)) такое, с башенкой. Сейчас в нем отдел Укртелекома. Сто лет назад в еврейском Болехове здесь держал свой отель в ресторан местный богач Брукенштейн (-штайн?). Хорошо, что сооружение прожила до наших дней - так повезло далеко не всем домам и памятникам. Скажем, монумент Адаму Мицкевичу, знакомый с старых открыток, я здесь не нашла (а они в довоенной Польше, в состав которой входила и эта земля, стояли в каждом городе: и в мельницы И в Гримайлив И в борщевые И почти везде стоят до сих пор).
В самом городе за пять моих туда визитов ничего по литературе краеведческой тематики найти не удалось - возможно, потому, что я почему-то бываю здесь или в воскресенье, или под вечер, когда книжные магазины имеют привычку отдыхать от клиентов, вплоть жаждущие знаний .
Больше материалов о Болехов в сети связаны с бывшими жителями-иудеями. Это ясно. Знаю, что Холокост ужасной метлой вымел отсюда почти все еврейское население, а было его здесь лет сто назад многие (даже старые открытки с видами рыночной площади говорят об этом: все лица, попавшие на открытку, отчетливо семитские и по физиогномике, и по одежде ). Во времена нацистской оккупации местных иудеев заставляли носить знаки, по которым их отличали от граждан других национальностей - но, насколько читала, это были не желтые звезды Давида, а синие шляпы с желтой лентой, а также красные повязки на рукавах. Удивительно: о (.
Самым известным иудеем Болехов был Дов-Бер из Межерича Биркентале (Dov Ber of Bolechow, 1723-1805), торговец вином, живший в городке в XVIII в. и оставил после себя яркие, подробные мемуары, в которых описывает социальное, культурное и политическое жизни тогдашних иудейских общин в Галиции и Венгрии. Он писал обо всем - и о том, как не удавалось выторговать себе скидки на хорошем вине, и как пережить долгий период транспортировки закупленного товара в родной городок, и какие порядки царили на тогдашних таможнях. Писал о сложности денежного обмена между странами, о пьяных извозчиков, об известном хасидского ученого из Венгрии Исаака Тауба (цадика с Нагикалло), о покрытые льдом реки, о заказе роскошных золотых ритуальных предметов в львовских мастеров в 1765 - в подарок своим знакомым, о хитрых и коварных партнеров по бизнесу, о завшивлени постоялые дворы, о внезапные приступы дорожных бандитов - и обо всем.
Его рукопись была найдена в 1912 - и переведены на несколько языков. Дов-Бер из Межерича много путешествовал Галицией - не столько для удовольствия, как в делах своего винного бизнеса. И не только Галичины - он часто посещал Токайский регион, скажем.
На Болеховском киркут есть могила какого-то Дов Бера, к ней время приезжают исследователи жизни иудейских общин в Речи Посполитой и дети бывших эмигрантов. На Мацева - медведь и гроздь винограда. Только этот Дов-Бер из Межерича жил намного позже автора мемуаров - и только был его тезкой, не больше. По другим данным, сохранилась Мацева не только НАСТОЯЩЕГО Дов Бера, но и его жены.
Древнейшие мацевы на киркут происходят с XVII века - по крайней мере люди, изучавшие их, так утверждают. Болеховское окописько приведено в порядок и обнесено бетонным забором - где-то встречала упоминания, что это было сделано по инициативе какой-то иудейской организации из Будапешта.
А из того, что увидела, больше всего, конечно, понравилась карамельная, изящная, небольшая розовая ратуша с высоким фигурным крышей с флюгером и большими часами на башне. Расположена эта административное здание на площади им. Ивана Франко, но не по центру, как в ратушей обычно бывает, а на перекрестке с дорогой, на углу - вот как в Коломые . Реестр памятников архитектуры местного значения то датирует сооружение XVIII в. - думаю, ошибка здесь не менее в сто лет. Магистрат запомнился мне еще с октября 2000 года, когда я была здесь проездом впервые.
Часы на ратуше (изготовлен львовским часовщика Алексеем Бурнаев) отбивает часы и четверти, звеня шевченковское "Ревет и стонет Днепр широкий" и другие популярные мелодии. Рядом - небольшой скверик с фонтанчиком, где вода течет из львиной пасти. Еще рядом - огромный, яркий как детские книги православный (а в онтогенезе - греко-католический) собор со строгим Иисусом с огромным крестом на плечах у входа. Все это - ратуша, сквер, собор - творят красивый уголок города.
Правда, после посещения города в ноябре 2008 года положительные впечатления о ратуше были перечеркнуты: тогдашний мэр Болехова установил у здания уродливых, идиотских львов. У людей с ненапрацьованим вкусом часто случаются такие вот выходки: все, что золотое, блестит и кажется им сделанным "под старину" они автоматически считают хорошим. Хотя большого безвкусицы и китча еще поискать надо ... Жаль, что чиновники в Украине не сдают экзамены по родному языку, истории и искусствоведения. Оно бы им не навредило.
Итак, сухие статистические строки.
Современный Болехов - город областного подчинения, древнейшее поселение Долинского района. Территория города составляет 3669 га. Население - 11,3 тыс. Жителей (данные за 2000 год).
Первое письменное упоминание о "болеховских земли" относится к 1371. Именно тогда венгерский королева-мать Изабелла подарила эти имения за верную службу каком Даниилу Дажбоговичу (этому имени радуются наши родноверы: о)). Уже за господство сына Изабеллы, короля Луи Венгерского, Галичина - и Болехов тоже - заселяются венгерскими военными и мещанами, сюда из немецких земель приглашаются еврейские торговцы. Венгры покинули Прикарпатья края только после того, как их выгнали польско-литовские войска князя Ягайло. Где вскоре после того, в конце XV в., В Болехове взялись споруджаты замок. Не сохранился, даже и не ищите. Но нужен тогда ой как был: на город часто нападали и крымские татары, и турки.
В 1546 году в Болехове, на Старой Бани, был построен на средства Эмилии Гросовськои первое предприятие - солеварню. И, что кое-как доживает свои дни в окрестностях Болехов (ул Сечевых Стрельцов, на выезде на Моршин), разумеется, происходит из более поздних времен (1855 год) - и еще недавно действовала. Пережила и первых хозяев Потоцких, и австро-венгерские и польские времена, и даже советский строй пережила, а в свободной Украине оказалась ненужной. Только и напоминают сейчас о соляное прошлое Болехов три соляные горки на городском гербе.
В 1603 году польский король Сигизмунд ИИИ Ваза предоставил городу Магдебургское право.
XVIII века на Болехивщини прошло под знаком Олексы Довбуша. Его места. Где тогда же в Прикарпатье и в Болехов прибывают первые немецкие колонисты, поселяются в Буковце, Казаковке, Кривом (правда, осадки свои они называли по-своему: Пехерсдорф или Яммершталь).
По городским преданию, в 1852 г.., Во время визита в Галичину при моршинской дороге юный цесаревич Франц-Иосиф и посадил дуб.
Как ни странно, но на Западе о Болехов знают ли не больше, чем в Украине. Просто Болехов стал героем книги американца Даниэля Мендельсона "Потерянные: поиск шести из шести миллионов" (The Lost: A search for Six of Six Million), посвященной жизни еврейской общины города. Община была многочисленная: как и в большинстве других городов Прикарпатья или Галичины, евреи составляли около половины местных жителей. Вторую мировую с 3000 иудеев Болехов пережили только 48 человек.
Именно эта мультинациональность горожан, среди которых были поляки, иудеи, украинцы, была причиной того, что болеховских школьники когда-то были вынуждены вивчаты несколько языков: польский, украинский и (в австро-угосрьки времена) немецкий. При желании в интернете можно найти воспоминания бывших болехивчан из рода Израиля, которые до сих пор жалуются, как тяжело было бедным маленьким евреям заучивать на память Тараса Шевченко. Но трудно, ну и трудно ... Хм.
В 1944 году Болехов стал районным центром Болеховского района, ликвидировано в 1964 году, а Болехов присоединен к Долинского района. С 1993 года поселению присвоен статус города областного подчинения.
Когда в состав Болехов, который в польские и австрийские времена был уездным центром в Стрыйском окружности, входила также некая Саламонова Гора (хутор? Сельцо?). Городок был вполне цивилизованным: по состоянию в 1860 году здесь действовали не только римско-католическая и православная прихода, но и три школы. Проживало в то время в Болехове более 4000 жителей (2900 из них были евреями). Иудейская община в 1845 году основала госпиталь - только вот принимали в нем только представителей этой нации.
С промышленности уже в 1860 г.. Здесь работало три фабрики по выделки кожи (41000 шкур в год общий объем производства, 138 рабочих мест. Местные кожи и сделанные из них подошвы шли для войска, расходились по Галичине и шли на экспорт), салина, в городе было около 40 сапожников. В Болехове XIX века изготовляли также сукно - толстое, не слишком деликатное, не для барышень.
Кожа и в советское время оставалась Болеховского "специалитет" (не зря на руинах Болеховского синагоги все еще можно заметить буквы: "Клуб кожевников»).
С XIX века в Болехове жила большая немецкая община-колония.
Что интересно: Болехов прежде не был единственным поселением. В город в Стрыйском окружности жалось деревушка Болехов, населенное украинском. И оно уже относилось к Долинского уезда. В селе в то время проживало около 350 жителей и действовала школа. Впервые документы слышат о Русском Болехов (это собственно деревушка) еще в 1488
В 1470-1478 гг. Владельцем Болехов и Долины был Юраш (Не Ежи, заметьте!) Ходоровский. Позже этот род владел еще и добрым десятком окружающих сел. Количеством, количеством Юрал, не качеством: в конце XV века эта частица Прикарпатья все еще была очень плохо заселена. Оно и неудивительно: татары нападали часто, забирали людей в плен.
Владельцы местности всерьез задумались о переселении сюда людей с более заселенных территорий тогдашней Польши. И работать тогда будет всем и границы от татарвы оберегать. Таким образом в 1588 за разрешением короля Сигизмунда ИИИ Вазы ДОЛИНЩИНЫ прибыли 400 солдат и два капелланы с Мазовша. Обоз во главе с поручиком Николаем Гедзинським насчитывал 300 телег! Солдаты стали лагерем близ реки Сукиль и взялись за строительство каких фортификаций. Они построили и замок. (Я уже упоминала его чуть раньше). Все было достаточно современно и модерново по тем временам: воду в укрепление поставляли из соседней Саломонова Горки, между замком и костелом св. Креста на Саломонова Горке существовал какой-то подземный ход. По местным преданиям, во время земляных работ на этом участке были найдены мумифицированные останки мамонта и еще каких-то древних зверей. Хм. А вот то, что здесь найдены каменные орудия труда и остатки глиняной посуды - более достоверная информация. Где только что-то такое не найдено, ага.
Об этом костел на Саломонова Горке сведения тоже противоречивы. Известно, скажем, что храм в этом месте был фундированный в 1689 г.. Суфраганом львовской епархии Георгием где Гедна Гедзинським - и в 1755 г.. Костел посетил архиепископ Николай Игнатий Вижицкий. А вот о святыне-предшественницы, связанную подземельями с замком, сведений очень мало.
Замок стоял на берегу Сукиль, а и имеет неприятную привычку разливаться весной и рвать плотины. Пришлось насыпать новую большую плотину из камня и песка - и даже немного изменить русло реки, чтобы отодвинуть капризную водную артерию подальше от замка. Крепость и город тогда сочетались с помощью подъемного моста. Все поселение было обнесено по периметру стенами и рвом. С трех сторон огражденном четырехугольника находились жилые дома, с четвертой стороны лежали магазины и лавки. В центре был, разумеется, рынок. На рынке жил староста - его выбирали пожизненно. Когда нужно было, советники города нанимали на работу палача - говорят, его топор и корыто почти никогда не простаивали (верится, правда, в такое мало). Тогдашний Болехов имел два храма: один был владельца замка, другой обслуживал прихожан. На замковой ворот красовались гербы Ходоровский и Гедзинських. В пригороде Должок существовал монастырь с церковью. В обители в 1603 был осуществлен перевод Евангелия - манустрипт, написанный по заказу семьи Чолганських, был очень хорошо оформлен миниатюрами.
Уже в XVII веке существовал так называемый "соляной тракт" - из Долины через Болехов на Стрый и Перемышль - и до Торунь и Гданьск. Другая местная средневековая трасса сочетала Болехов со Львовом через Раздол и жидачев . Были также дороги на Букачивци, дулибы и Перегинск . Многие дороги - это хорошо. К сожалению, это хорошо и для врагов: татарские набеги имели место в 1524, 1546, 1562, 1594, 1620, 1648, 1664 и 1672 Большинство окружающих замков после этих нашествий лежали в руинах - а Болеховский держался.
Гедзинськи оставили Болехов в 1710, с 1740 по 1750 город принадлежал Любомирским.
В ночь с 5 на 6 июля 1759 Болехов был подожжен повстанцами и сильно пострадал. Из-за этого город на три года освободили от всех налогов.
Уже в XIX в. славилась местная вода - в ней полезные соли и йод.
С историей Болехова связаны имена выдающихся людей. К ним прежде всего относится Наталья Кобринская (1855-1920) - известная украинская писательница и общественная деятельница, организатор женского движения на Прикарпатье. Общие дела объединили Н. Кобринской с О. Кобылянской, которая часто посещала Болехов в 20-х годах XX в. Сейчас бюст Натальи Кобринской, установленный перед мемориальным музеем писательницы, украшает центральную улицу города.
В Болехове в 1884-1888 гг. Бывал Иван Франко. Он также находился в селе Лолин, где написал ряд рассказов, а затем на основе местного материала создал драму "Украденное счастье". Каменяру установлен памятник в городе.
Работает в Болехове народный музей истории города, расположенный в симпатичной сецессионные каменные неподалеку от костела. В воскресенье выходной, к сожалению. На фасаде - мемориальная доска, кажется, С. Тудора, а также Роману Сквория, создателю музея и автору книги на Болеховского горизонта ". Р. Скворий долгие годы собирал экспозицию музея и ухаживал за ней в те годы, когда мало кто интересовался местной ячейкой исторической памяти "памяти.
Рядом с музеем Н. Кобринской расположился простой по архитектуре костел Успения Богородицы.
Есть еще участок могил воинов, павших во время первой мировой войны и воинов Украинской Галицкой Армии (УГА). Братская могила советских воинов, павших в 1944
Хотя город производит очень приятное впечатление, имеет интересные достопримечательности (та же солеварня чего стоит!) И является транзитным пунктом в популярных среди туристов скал в селе Бубныще Люди туристского вида с фотоаппаратами вызывают беспокойство у большинства болехивчан. На фотоаппарат зглядаються так, как папуасы зглядались на зеркала и погремушки. Это дикость несколько раздражает.
С соседней Долиной превосходное сочетание от центральной площади Болехов по мере наполнения маршруток туда отправляются бусики. Добраться Болехов можно автобусами в направлении с Франковска на Стрый - и из Стрыя на Франковск.
Интересный сайт о Болехов .
Автор: О.Бурнаев
О вороне. Трагедия.
ВСЕ знают историю, как ГУСИ спасли Рим.
НИКТО не знает, как ВОРОНА спасла КОРОНУ Австрийской империи.
В Болехове ворона (или галка ?, ворон? Или еще что-то большое и черное с породы врановых) в течение 50 лет использовала Ратушу в роли жилья. Она натянула дров через смазочные дверцу циферблата и сделала гнездо на месте часов высотой 30-40 см до вала (ну и нагадила достаточно). Кроме этого, гнездо (весом килограммов под 50) было на шпиле башни.
Когда коломийски шабашники красили шпиль в ужасный коричневый цвет краской для пола и отражали исторический узор из башни, гнездо сбросили вниз, на козырек над входной дверью. Последний почти отпал. Каструлеподибний фундамент "гнезда не избежал участи и был тоже покрашен в коричнево.
Непонятно было, что делает кастрюля на шпиле. Но мой бинокль подсказал, что это не просто вывернута ржавая кастрюля, а декоративный элемент.
Городской голова (по моей просьбе) вызвал из Долины автощоглу (что было сделать практически невозможно, потому что в то время алярмово заканчивали санаторий железнодорожников в Гуте - он же - дача Кучмы-он же - дача Ющенко. Дети из местных школ не ходили на уроки, а организованно собирали по колено в воде в реках цветные камни для облицовки "санатория", и ВСЕ автощоглы Франковской области были там).
После окраски золотой краской и глупо стало очевидно, что это КОРОНА.
(Странно, как краска для пола и незначительная деформация может изменить имидж - в худшую сторону :)
Итак, если бы не ворона, то совдепия давно бы корону демонтировали. Более 50 лет корона Австрии (или чего там еще - я в региональной истории не силен) пережила под камуфляжем.
Герой-спасатель символа таки не был награжден. Несколько следующих попыток вороны восстановить историческую справедливость и восстановить семейное гнездо грубо прерывались с помощью гладкоствольного охотничьего оружия крупного калибра.
В последние годы попытки восстановления не возобновлялись:> (
Любите такой коктейль?
Айн?
Ор?
Сельцо?
Или галка ?
Ворон?