Увидев поезд, напуганные жители крестились и убегали
Реакция жителей Ровно на впервые увиденное вживую чудо техники была такой, как у зрителей первого в мире киносеанса, что изображал прибытия поезда. Когда со стороны Здолбунов на горизонте появилось нечто огромное и, пыхтя паром и непрерывно подавая громкие сигналы, с оглушительным грохотом стало приближаться к станции, одни начали бежать, другие - испуганно креститься.
Ровенский вокзал в межвоенный период
Впрочем, когда паровоз остановился, толпа сначала осторожно, а потом со все нарастающей интересом разглядывала "чудовище". Так 25 мая 1873 встречали на новой станции первый в Ровно поезд. Пришли представители городской думы, военных, Ровенского дворянства, вновь назначенный начальник станции, гимназисты, простые горожане, рабочие, работавшие на стройке. Ровно с нетерпением ждало этого события, потому что о ней "розкричалы" практически все местные газеты. В частности журнал "Волынские губернские ведомости" 12 мая 1873 сообщал, что 25 мая откроется движение грузовых поездов через станции Оженин, Здолбунов, Ровно, Клевань - в Брест. Читатели газеты делились новостью с родственниками, близкими, знакомыми. Так 145 лет назад началась новая история Ровно - горожане впервые увидели поезд.
Вид на станцию из колеи 1916 Станция Ровно в нач. ХХ в.
Железнодорожный путь как разделила город на две части - западную и восточную. Она пересекла центральную транспортную магистраль города (на момент строительства железной дороги улица называлась Шосова, а в 20-х годах ХХ века была переименована в третий Мая) как раз там, где заканчивался центр и начиналось пригород Воля. Ровно наприкници XIX века получило статус железнодорожной станции Юго-Западной железной дороги.
Станция «Ровно», 1923
На вокзал, как в кино
Здание Ровенского вокзала было построено в стиле, характерном для тогдашних российских железнодорожных станций. Ровенский вокзал был одним из крупнейших на западной ветке железной дороги. Два каменные двухэтажные служебные флигели соединены просторным одноэтажным помещением. Увидеть, каким был первый железнодорожный вокзал Ровно сейчас можно разве что на старых фотографиях.
Ровенский вокзал - крупнейший в Западной железной дороги
До наших дней дошел лишь фрагмент старинного здания - складское помещение там, где сейчас так называемый Ковальский парк.
В здании вокзала, кроме билетных касс, залов ожидания и багажного отделения, размещались буфет и ресторан.
привокзальный буфет
Кроме пассажиров, вокзал привлекал любителей светской жизни и бурных приключений. Станция "Ровно" была местом прогулок и отдыха состоятельных горожан и местного дворянства. На движение поездов ходили смотреть, как на спектакль - и взрослые, и дети. Местные модницы "выгуливали" там новые наряды, потенциальные невесты глазели пару, а гимназисты нередко прогуливали уроки, бродя шумной толпой по перрону.
Особенно людно было на Ровенском вокзале, когда в город прибывала какая-то важная персона. Поездом в Ровно прибывали императоры Александр III (в 1890-м) и Николай II (в 1914, 1915 и 1916-у), в 1915 году - американский писатель и публицист Джон Рид, в 30-х - польский Президент Мостицький. После ожесточенных боев гражданской войны прибывали в Ровно бронепоезда, в которых было правительство Украинской Народной Республики под руководством премьера Бориса Мартоса, известный политический и церковный деятель Иван Огиенко (митрополит Илларион), министр иностранных дел Украинского государства, известный историк Дмитрий Дорошенко.
В ожидании прибытия Николая II в. «Ровно», 1914 Прибытие Николая II, август 1914 Прибытие поезда с царской персоной, август 1914 Вид с самолета на станцию «Ровно» в день приезда Николая II в 1915 году На перроне в ожидании царя, 1915
Железная дорога - удовольствие недешевое
Проложить рельсы протяженностью всего одну версту стоило 104,9 тысячи рублей. Поэтому в строительство железной дороги, кроме государственной казны, вкладывали средства и акционерные общества. Основным назначением железной дороги было отправка продовольствия в Европу. Следовательно, построенная железная дорога спровоцировала и ощутимый скачок цен в Киеве. Предприимчивые горожане скупали продукты питания и отправляли туда, где за них можно было получить ощутимую прибыль. По архивным данным, только в течение 1881 со станции "Ровно" было отправлено семь миллионов пудов продовольственных грузов, из которых 25 процентов - хлеб, а 20 - сахар.
Хотя роскошь путешествовать поездом была не всем по карману, в том же 1881 году со станции "Ровно" выехало в разных направлениях 38000 пассажиров.
В 1883 году началось строительство еще одной ветви железной дороги - Вильнюс-Пинск-Лунинец-Ровно-Барановичи-Белосток-Гомель. Хотя сам царь Александр ИИИ отвел на работы три года, за неимением средств они продолжались аж 15 лет - до 1898. С введением в действие отрезка Ровно-Вильнюс через Сарны Ровно стало большим, как в то время, железнодорожным узлом, через который курсировали поезда Брест-Киев и Ровно-Вильнюс. Российское правительство планировало соединить Ровно с Радивилов, тем самым продолжив транспортное сообщение до австрийской границы, что для царской России в то время было сверхважно. Однако из-за разногласий между владельцем города князем Любомирским и застройщиками этому проекту не суждено было осуществиться. Но поезда через Ровно курсировали, давая возможность всем желающим воспользоваться услугами нового скоростного средства передвижения. В 1911 году семь поездов в сутки курсировали в Киев, шесть - в Брест, четыре - в Полесском районе губернии. Это были курьерские, почтовые, пассажирские, грузовые, смешанные поезда, среди которых и скоростные.
Для удобства пассажиров вблизи железнодорожного вокзала был оборудован билетные кассы, багажное отделение. С вокзала пассажиры могли добраться, воспользовавшись услугами конных ломовых извозчиков. Так называли до появления первых автомобилей пассажирских перевозчиков. А с появлением автомобилей пассажиров начали возить и частные владельцы автомобилей.
Со временем ровенская железная дорога расстраивалась, "обрастая" инфраструктурой. В городе появился железнодорожный театр, железнодорожный парк, клуб железнодорожников. До наших дней эти объекты не сохранились.
Железнодорожный летний театр в железнодорожном парке, 1914 Клуб железнодорожников, 1954 год. Здание снесено при реконструкции ул. соборной Клуб железнодорожников им. Первого мая, нач. 1960-х годов
Кто владеет железной дорогой, тот контролирует город
Железнодорожная станция как важный стратегический объект всегда одной из первых в городе попадала "под раздачу". Во время Первой мировой и последующей "чехарды" с изменением власти вокзал и станция переходили из рук в руки - в войска УНР, большевиков, поляков, немцев.
Железнодорожный вокзал, 1919 Вид на пути вокзала с перрона. Фото Ежи-Карпиньського, 1939 Встреча на Ровенском вокзале Президента Польши Игнация Мостицького, 1939
Когда в 1939 году началась Вторая Мировая война, и Красная Армия была на подступах к Ровно, немецкая авиация впервые бомбила город. И начала именно со станции "Ровно" и военных казарм. Краткосрочные бои за станцию шли и между красноармейцами и польскими военными. Тогда очень сильно изуродовали пути, станция была завалена разбитыми вагонами.
Разбомбленный вокзал, 1941
В 1941-м большевики, убегая из города, взорвали здание вокзала, но неудачно, разрушив ее лишь частично. В январе-феврале 1944-го уже при отступлении немцев, советские подпольщики снова взорвали здание вокзала. Жители свидетели тех событий рассказывали, что не понимали смысла такой диверсии, ведь враг от этого не пострадал, а добротное помещение могло служить городу.
Разрушен вокзал, 1944 год Визит рейхсминистра Розенберга в Ровно, вокзал июня 1942
Ровенский вокзал - свидетель человеческих трагедий
В 30-е годы XX века польские власти отправляла через станцию "Ровно" украинских патриотов в концлагерь Береза Картузская, а в 1939-1941 годах уже большевики отправляли украинский в советские тюрьмы и концлагеря. Старожилы города помнят, как в лютые морозы зимой 1939-1940 годов на станции "Ровно" стояли сотни товарных вагонов, набитых украинском - детьми, женщинами, мужчинами, - либо "энкаведисты" причислили к врагам народа. Целые семьи вывозили в Сибирь. Плач и вой не утихали все время, пока стояли эти страшные эшелоны на станции. Несчастные, страдая от мороза и голода в холодных вагонах, просили хлеба и воды, умоляли о помощи, пытались вытолкать из вагонов хотя бы детей, но вагоны охраняли вооруженные красноармейцы и никому не позволяли даже приблизиться к "товарняков". Подобное повторилось и после войны в 1945-1948 годах.
В годы фашистской оккупации со станции таким же способом, товарных вагонах, отправляли на принудительные работы в Германию тысячи наших земляков. Новый вокзал строили военнопленные немцы
Первый железнодорожный вокзал прослужил ровенчанам почти 70 лет. Пися того, как здание взорвали подпольщики в 1944-м, почти десять лет Ровно не мало вокзала. Появился он только в 1952-м.
С макетом будущего вокзала. Один из проектантов, фамилия, к сожалению, неизвестно, 1949 Строящихся помещения вокзала, 1952 У нового вокзала, 1952
По его строительстве работало немало немецких военнопленных. Чтобы разборка руин старого вокзала не тормозило строительство, новое помещение решили свести чуть дальше.
Новое здание хотя и напоминала внешне старый вокзал, была оснащена уже советской атрибутикой, и по размерам была меньше.
Общий вид вокзала, 1953
В 60-е годы прошлого века из Ровенского вокзала под бодрые марши и известную песню "Эдем мы, друзья, в дальние края, станем новоселами, и ты, и я ...» провожали молодежь на освоение целины в Казахстан, а в 70-е - на БАМ и другие объекты советского строительства.
Перед помещением вокзала обустроили площадь со сквером, в котором установили памятник Сталину. Он простоял там до середины 50-х.
Привокзальная площадь Сквер на Привокзальной площии. Середина 1950-х годов Перрон станции «Ровно», середина 1950-х годов
Фото из фондов РОКМ, ГАРО, НЦАП