Заимствование в скандинавском стиле
В течение девяти месяцев Оваис Сиддики находился под контролем польской кредитной компании Aasa. Он нацелен на хорошие отношения с клиентами и финансирование микропредприятий
Aasa Polska, кредитная компания со скандинавскими корнями, только что преодолела психологический предел - выдано 1 млрд. Злотых кредитов. На Ovais Siddiquim, президента компании, которая приняла в свои руки бразды правления в апреле прошлого года, эта сумма не впечатляет - компания работает на польском рынке небанковских кредитов, на данный момент стоимостью около 7 миллиардов злотых, с 2012 года и имеет более 5% доли в ней ( в онлайн и офлайн каналах). В прошлом году он значительно увеличил свой объем.
Увидеть больше
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ:
Оваис Сиддики, президент Aasa Polska, строит кредитный бизнес из Румынии с нуля - первые клиенты будут обслуживаться в начале лета. Он также исследует Испанию. Если компания решит расширить свою деятельность на юг Европы, мы увидим ее там в кратчайшие сроки в декабре. Томаш Пикула
- Только в 2017 году мы предоставили кредиты на сумму более 400 миллионов злотых. В этом году мы планируем увеличить его более чем на 50 процентов, то есть мы хотим закрыть его с результатом в 700-800 миллионов злотых. Наш успех зависит от того, насколько низко мы можем поддерживать APRC [фактическая годовая процентная ставка - ред. ред.]. На практике это означает, что мы должны снизить эксплуатационные расходы, в частности стоимость риска, - говорит президент. В прошлом году компания изменила свои приоритеты - рекламный бюджет был переведен на построение отношений с постоянными клиентами и социальную деятельность.
Корпоративный этос
Польский кредитный рынок вступил в фазу цивилизации. По словам президента, есть затянувшиеся игроки, которые не концентрируются на больших маржинальных доходах, но стараются создавать портфели постоянных и постоянных клиентов. Aasa Global, материнская компания компании, присутствует среди других однако в Эстонии, Швеции, Финляндии и Польше последние два рынка являются наиболее ценными для нее на данный момент.
- Финский рынок укрепился, польский находится в фазе ускоренного развития - нам легче всего приобретать клиентов только на Висле. Средняя стоимость кредита, выданного по первому, составляет 13,5 тысячи. 4000 злотых PLN, - говорит глава Aasa Polska.
Оваис Сиддики ставит в этом году развитие рассрочки кредитов - компания не выдает так называемых Кредиты до зарплаты, потому что чрезмерная эксплуатация клиентов с высокорентабельными кредитами, предоставленными на 30 дней, по ее мнению, не имеет ничего общего с ответственным кредитованием, которое зафиксировано в ДНК скандинавского игрока. Компания кредитует максимум 10 000 24 злотых за 24 месяца. Два года назад он также открылся для малых и средних предпринимателей. Президент уверяет, что это направление развития компании на ближайшие годы. Однако, чтобы иметь возможность занимать больше и на более длительные периоды, он должен улучшить процессы оценки, связанные с оценкой кредитного риска клиентов. «Мы работаем с нашими эстонскими аналитиками данных, которые являются лучшими в оценке рисков», - говорит Оваис Сиддики.
Подмигивание в моей голове
Ветер в парусах поможет компании поймать директиву PSD2. Президент не скрывает тот факт, что анализ данных является его или ее лучшим, и намеревается обратиться к польскому надзорному органу за лицензией, которая позволит компании изучить счета клиентов банка. Тем не менее, он должен ждать около двух лет для доступа к данным. - Имея доступ к данным, мы ускорим процесс оценки кредитного риска. Особенно в случае кредитов, предоставляемых через Интернет, которые в настоящее время составляют 50% наше портфолио, - говорит президент.
Ааса Польска использует, среди прочего из кредитных баз данных, предоставленных Бюро кредитной информации и ERIF. В прошлом году компания проанализировала более 1,3 миллиона заявок, из которых она положительно рассмотрела почти 18 процентов.
- Мы сильно выбираем клиентов. Таким образом, мы минимизируем риск того, что кредит будет предоставлен лицу, которое не сможет вернуть его. Мы избегаем клиентов, которые расплачиваются с долгами, то есть они попали в долговую спираль. Однако мы не удаляем людей, которые имеют кредит, но нуждаются в кредите, например, на праздники, - говорит Оваис Сиддики.
За последние четыре года Aasa привлекла 290 млн. Злотых от инвесторов - компания, среди прочего, доверяла BZ WBK, а также Novator Partners и Olimpia Group, владеющие P4, телекоммуникационным оператором, предоставляющим услуги в Польше под брендом Play. Ааса ищет другую инъекцию наличных. - Мы рассчитываем на 300-400 миллионов злотых. Мы разговариваем с польскими и иностранными инвесторами, хедж-фондами и банками, - добавляет президент. © Ⓟ
ГЛАЗ ЭКСПЕРТА
Важный контроль риска
JAROSŁAW FISH
Президент Польской ассоциации кредитных организаций
Отказ от предложения краткосрочных кредитов может быть связан с очень сильной конкуренцией. Сегодня у клиентов есть выбор, где взять «на мгновение» более 100 брендов. Компания начинает зарабатывать только примерно с третьего займа для того же клиента - при условии, что клиент возвращается, и он искушается, среди прочего кредиты от 0% от APRC, где он дает ровно столько, сколько кредитует. Поэтому неудивительно, что некоторые компании предпочитают специализироваться на кредитах на более высокие суммы, выплачиваемые в рассрочку. Там маржа также высока, а ближайшая конкуренция только в банковском секторе. Однако ключевым является риск невозврата, который, без обширной сети обслуживания, может быть трудно контролировать только дистанционно или через сбор внешнего долга. Польская ассоциация кредитных организаций постоянно следит за рынком, и наши наблюдения показывают, что он достиг баланса, и контроль над кредиторами определит их результаты в долгосрочной перспективе.
© ℗