Председатель Союза Украинской Португалии: Войны есть во многих странах, но никто так не помогает землякам, как украинцы - 5 канал

РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОРТУГАЛИИ НАЗЫВАЮТ НАС радикальных националистов, ЧТО ДЛЯ НАС является предметом гордости

- Господин Павел, Союз Украинской в Португалии существует уже более 10 лет. Какова основная цель вашей деятельности?

- Цели организации менялись в соответствии со временем. Когда она была основана в 2003 году, основной целью было способствовать украинским мигрантам: помогать в поиске работы, жилья, защищать их права, поскольку очевидно, что без знания языка украинские эмигранты не могли даже пойти в полицию и заявить о тех или иных правонарушениях. Например, о невыплате зарплаты. То есть, фактически первой деятельностью Союза была конкретная юридическая и социальная помощь. Соответственно, позже, когда украинцы лучше интегрировались - цель изменилась. Мы стали больше работать над культурными программами - для самых украинском и для того, чтобы открыть Украину для португальцев. Проводили различные концерты, сотрудничали (и в дальнейшем это делаем) с ассоциациями мигрантов из других стран.

Наша ассоциация, например, является признанной Высшим комиссариатом по вопросам миграции, подчинен португальском Министерству социальной политики. Мы получаем от них некоторые средства для нашей деятельности, также они нам помогают организовывать различные национальные, в частности тематические праздники, такие как неделю украинской культуры в каком-то городе, или обще эмигрантские, на которых представляем украинскую культуру. Хотя наша ассоциация не является политической, имеем четкую проукраинскую позицию (за это левые, отдельно российские, организации в Португалии называют нас радикальными националистами, что для нас предметом для гордости), делаем все для того, чтобы объединить наше общество, сделать ее структурной единицей общей всемирной диаспоры.

- Обычно украинцы за рубежом организуют субботние школы. Есть ли такие в Португалии? В каких городах?

- Конечно, есть! Первую субботнюю школу мы создали еще в 2005 году - организация и поддержка таких образовательных учреждений является одним из наших приоритетных задач. За все время нашей деятельности мы открыли ячейки в 15-ти крупнейших португальских городах и на острове Мадера. Очевидно, все очень действенные, не везде большие общины, но в восьми городах при тех ячейках работают наши субботние школы. В Лиссабоне, кстати, самая школа, в которой учатся почти 200 учеников.

Сейчас наши субботние школы сотрудничают с программой Министерства образования Украины "Международная украинская школа" (МУШ). Это, фактически, обучение экстерном. Ученики имеют консультации по всем основным предметам, которые изучают в средних школах Украины. К нам приезжают представители той школы, проводят экзамены, оценивают знания (начиная с прошлого года на территории Португалии начали проводить украинское ВНО). Поэтому школьники могут получить аттестат. Их родители хотят, чтобы они имели документы о среднем образовании, потому что через португальское Министерство образования можно сделать признание этих аттестатов и соответственно поступить с ними в португальские вузе. К тому же многие украинский смогли легализовать свои дипломы в Португалии и работать по специальности (соглашение с Украиной о признании дипломов Португалия подписала еще в 2007 году). Конечно, некоторые специалисты, например, юристы, еще должны изучить здешнее законодательство, а врачи должны пройти интернатуру. А вот экономисты и другие гуманитарные специалисты должны только пройти довольно простую процедуру признания академического уровня своего диплома - этого достаточно, чтобы работать по специальности.

РОССИЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОРТУГАЛИИ НАЗЫВАЮТ НАС радикальных националистов, ЧТО ДЛЯ НАС является предметом гордости   - Господин Павел, Союз Украинской в Португалии существует уже более 10 лет

spilka.pt

ЭТО ПАРАДОКС, НО НАМ ФАКТИЧЕСКИ ПРИХОДИТСЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА БЫТЬ УКРАИНСКОЙ

- Охотно украинские эмигранты отдают своих детей в субботние школы?

- Дело в том, что наши школы фактически работают на любительском уровне. У нас нет адаптированных образовательных программ, ведь мигрантов в Португалии не считают национальным меньшинством и они, соответственно, не имеют привилегий и перспектив для развития, такие как в странах Восточной Европы, где проживают автохтонные украинцы. Очевидно, что нас хотят как можно быстрее ассимилировать. Конечно, никто не запрещает нам основывать эти школы, но и не поддерживает. В Португалии, например, при Министерстве социальной политики существует институт Высший Комиссариат по вопросам миграции. Ее первоочередной задачей было организовывать субботние школы за рубежом в тех странах, где есть португальские мигранты (в мире их немало - около 5000000). К сожалению, Украина в большей степени лишь говорит о таких вещах: много лет проводят конференции, ведут дискуссии - и все.

Хорошо хоть, что есть "Международная украинская школа", однако и она нас до конца не удовлетворяет. Проблема в том, что ее директор изначально в большей степени была заинтересована в поддержке пророссийских ассоциаций и школ, такие как "Первая славянская школа" в Лиссабоне. Всем известно, что это российский проект, зарегистрированный в фонде "Русский мир" ... Директор той школы пишет на португальском языке статьи о том, что Голодомор - не геноцид, а ошибка руководства страны. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на конференциях, организованных Украинским всемирным координационным советом, обращались в соответствующие профильные министров с тем, чтобы Украина не поддерживала российские проекты. Только в этом году, уже после двух лет войны, нам удалось прекратить это сотрудничество. Это парадокс, но нам фактически приходится требовать от своего государства быть украинском!

СЕЙЧАС ЗДЕСЬ НАХОДЯТСЯ ПОЧТИ 40 ТЫСЯЧ ГРАЖДАН УКРАИНЫ, ЕЩЕ 15-20 ТЫСЯЧ ПОЛУЧИЛИ португальское гражданство

- Многие украинский сегодня проживают в Португалии? Всем удается легализоваться? Насколько лояльна португальские власти в украинских мигрантов?

- По статистике Центра по вопросам границ и миграции, сейчас здесь находятся почти 40 000 Украинская - и это только те, кто имеет вид на жительство. По нашим данным еще 15-20 тысяч получили гражданство и не входят в статистику, как эмигранты. Среди всех стран Европы Португалия имеет наиболее либеральные законы относительно приобретения гражданства. Но легализоваться тем, кто приезжает сейчас, является трудно. Для этого нужно иметь рабочий контракт, а учитывая рост безработицы, получить его крайне трудно. Через сирийскую миграционную кризис работодатели в Португалии сегодня не хотят иметь дело с мигрантами. Правда, в украинском всего здесь хорошо относятся - как на правительственном, так и на личном уровне.

spilka.pt

- Вы не раз организовывали акции протеста, мирные митинги, чтобы обратить внимание португальского общества на российскую военную агрессию против Украины. Как относится к таким акциям местная власть? Или освещают вашу деятельность местные СМИ?

- Мы начали наши акции сразу после того, как на Майдане в Киеве избили студентов. И я считаю, что их необходимо делать, потому что это проявление общественного мнения. А общественное мнение в европейских странах значит очень много. Иногда даже больше, чем позиция официальных властей. Поэтому отношение к нашей деятельности вполне нормальное. Все же в рамках закона! С самого начала революции меня очень часто приглашали на телевидение - прокомментировать ситуацию в Украине. Было и такое, когда в течение одного дня участвовал программах на трех крупнейших португальских каналам. Иногда сами приезжали за мной. И даже нашу недавнюю акцию ( "Два года российской агрессии") очень хорошо освещены: четыре канала говорили о ней в дневных и вечерних выпусках новостях, и главное - с такими лозунгами, с которыми мы вышли на улицы.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ ЗНАЧИТ ОЧЕНЬ МНОГО, ИНОГДА ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЗИЦИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

- Насколько влиятельной является российская пропаганда? Были такие случаи, когда русские эмигранты препятствовали мирным митингам против военной агрессии России в Украине?

- Как бы нам того не хотелось, но программы «русского мира» не перестали действовать. Многие на первый взгляд проукраинских организаций, которые быстро адаптировались к новым условиям и стали якобы сторонниками Украины, очень выгодны России. Потому что такие организации, например, могут собирать деньги для украинской армии, а тем временем забрасывать в португальское общество российские месседжи о том, что Украина действительно имеет выход из ситуации - должен провести выборы на оккупированных землях.

Русской общины в Португалии не много - 3-4 тысячи человек. И очевидно, что провести какую-то контракцию они не могут. Были попытки организовать в одном из отелей фотовыставку "Одесская Хатынь" о событиях в Одессе 2 мая 2014, но мы сразу ее заблокировали, сказав менеджерам, распространим информацию об отеле как поддерживающий мировой терроризм. Был случай, когда коммунисты проводили встречи с беглецами, которые якобы пострадали от "украинских фашистов". Но когда мы пришли на ту акцию, убедились, что их слушательская аудитория незначительна, а дискуссии сводятся к антиамериканских выпадов, и в дальнейшем не отслеживали их.

Но когда мы пришли на ту акцию, убедились, что их слушательская аудитория незначительна, а дискуссии сводятся к антиамериканских выпадов, и в дальнейшем не отслеживали их

spilka.pt

КОНФЛИКТЫ Есть ВО МНОГИХ СТРАНАХ НО НИ СООБЩЕСТВО НЕ ПОМОГАЕТ так преданно своим землякам, КАК УКРАИНЦЫ

- На вашем сайте много информации о волонтерскую помощь украинской армии. Кто обычно откликается на призыв помочь?

- Помощь мы начали собирать фактически сразу после начала революции. Сначала передавали ее для митингующих, а когда началась война - на войну. Португальцы очень удивлялись такой самоорганизации: социальные или военные конфликты есть во многих странах, но ни одна сообщество не помогает так преданно своим землякам, как украинцы.

Как правило, работаем через гуманитарное сотрудничество с Всемирным конгрессом украинский, представительство которого два года назад открыли в Киеве. Им поступают запросы, а они потом обращаются к общинам за рубежом и сообщают, что нужно. Сначала покупали одежду для военных, качественную обувь, рюкзаки, а впоследствии - транспортные средства, перед тем, как отдать на фронт, должны были отремонтировать. В общем работаем в трех направлениях: помогаем военным (в основном - добровольческим батальонам), медицинским учреждениям и предоставляем гуманитарную помощь беженцам из Крыма, Донецка и Луганска, а также детям погибших военнослужащих. И скажу вам, что провезти ту помощь труднее именно через украинскую границу. Однажды мне пришлось простоять 18 часов - никак не хотели меня пропустить в Украине.

- Есть какие-то постоянные меценаты?

- Больших меценатов не имеем - волонтерство держится на усилиях общества, хотя иногда обращаемся к португальских организаций, занимающихся трансфером денег, и они становятся спонсорами некоторых наших акций. Бывает, что деньги для армии нам передают Украинские общины португальских городов, или просто люди доброй воли. Знаю одну семью, которая потратила примерно 4,5 тысячи евро для помощи. Они даже в отпуск не поехали, чтобы сэкономить деньги для наших ребят. Истинные патриоты.

Истинные патриоты

spilka.pt

Португальских Журналисты ЗНАЛИ, ЧТО У НАС ВОЙНА, НО до конца не понимали, КТО С КЕМ ВОЮЕТ

- В течение последних двух лет вы не раз ехали через всю Европу, чтобы, рискуя, доставить на передовую автомобили из Португалии. Расскажите об этом опыте.

- В октябре прошлого года у меня была особая путешествие - вместе со мной в машине скорой помощи, оснащается различными вещами, захотели поехать известные португальские журналисты Бернардо Мендонса и Тияґо Миранда, чтобы сделать репортаж для еженедельного издания Expresso. Я сразу согласился на их предложение, понимая, что такой материал для португальцев будет более убедителен, чем, скажем, десяток наших акций или комментариев в их прессе. Поэтому мы им сделали аккредитацию в Министерстве обороны и отправились. В дороге много общались, они постоянно спрашивали об Украине. Знали, что у нас война, но до конца не понимали, кто с кем воюет.

К передовой нас сопровождал мой знакомый контрразведчик, который имел с собой амуницию: автоматы, гранаты, пистолеты. Он показал то все журналистам и в шутку спросил, они умеют стрелять, потому что, возможно, придется отстреливаться. В них были большие глаза от удивления, хотя это репортеры-международники, которые побывали в горячих точках, в частности в Сирии. Описывать такую ​​военную ситуацию для них не впервой, а вот стрелять - это уже слишком. К счастью, все обошлось: я отвез помощь во все запланированные места дислокации, а журналисты вволю пообщались с военными - многие призывники свободно говорили по-английски. В результате они написали замечательный репортаж, который я перевел на украинский и опубликовал на нашем сайте spilka.pt.

pt

spilka.pt

- А посольство Украины вам хоть как-то помогает?

- Экс-посол Украины в Португалии Александр Никоненко вел активные действия против Майдана. Когда меня звали на программу давать комментарии, он писал в редакцию письма с просьбой быть со мной осторожным, потому что я, видите ли, принадлежу к крайним радикалов. Некоторые «украинские» организации, на которые экс-посол имел влияние, собирали против нас подписи, но это не имело результата. После революции Достоинства мы всей командой написали петицию к прошлогоднему в. о. министра иностранных дел Украины Андрея Дещица и Никоненко отозвали. Это была победа общины.

Теперь тесно сотрудничаем с новым послом - Инной Огнивец. Она сразу расставила концептуальные акценты: Голодомор - это геноцид, Крым - украинский. Конечно, мы не ожидаем от посольства материальной помощи - проукраинская позиция, на мой взгляд, сейчас самым необходимым.

Леся Салий, для 5.ua

Какова основная цель вашей деятельности?
Есть ли такие в Португалии?
В каких городах?
Всем удается легализоваться?
Насколько лояльна португальские власти в украинских мигрантов?
Как относится к таким акциям местная власть?
Или освещают вашу деятельность местные СМИ?
Были такие случаи, когда русские эмигранты препятствовали мирным митингам против военной агрессии России в Украине?
Кто обычно откликается на призыв помочь?
Есть какие-то постоянные меценаты?