Дворец

Львовский вокзал вполне заслужил свое название - Дворец. Потому что от дворца здесь так же много, как и от транзитно-перевалочного пункта, где заняты и нервные приезжие налетают на тех, кто отъезжает - и все это среди таксистов, милиционеров и грузчиков багажа.

Даже площадь, где стоит главный львовский вокзал, носит название Дворцовой. Все верно. Пышный декор, масса аллегорических скульптурных фигур, изысканной формы крыша, огромные окна, даже что-то вроде атриума - стеклянная темно-желтая потолок в главном зале. Пусть не Версаль, но и не серая бетонная коробка. Знаете красивее вокзал в Украине? Претенденты на такое звание, конечно, есть - Жмеринка , Скажем, или Черновицкий вокзал ... Но Львов в два счета с ними расправится: с первой -Свои австро-венгерской изысканностью, со вторым - значительно больше размером.

А еще львовский двирець имеет козырь в рукаве - дебаркадер (крытая платформа) из стекла и стали, изготовленный чешскими мастерами. Их на всю Европу - по пальцам одной руки пересчитать. Читала когда-то, что его конструкция была уникальной на времена создания (1903). Верю.

Платформа, гордость города, сравнивали с паутиной, растянутым на стебле, растущие из бетона. Немного жуткая, но образная метафора.

Сейчас о его архаичность напоминают лишь размеры: современные поезда значительно длиннее тех, что курсировали между Львовом и Черновцами или Веной в 1900-х годах. Все вагоны под "навес" не влезают.

Понятное дело, львовский вокзал - не первый. Дворец-предшественник с 1861 года давно уже ушел в небытие. Стоял он на месте современного пригородного вокзала, и после 1866 получил в народе название Черновецкого. Как он выглядел, можно увидеть здесь .

Пресса так писала о нем:

"... что касается главного дома, то это - одна из лучших сооружений в Европе. Длина его 70 сажен, а ширина - 10 саженей ... (австрийский сажень равен 1,8965м). В будущем он будет служить отправным пунктом для четырех железных дорог : из Львова в Краков, в Черновцы, в Броды и к Томашова, которых общая длина составит 110 миль ".

Его сооружение закончили в октябре 1861г., А за месяц, в 10 утра 4 ноября, в день именин архикнязя Карла Людвига, долгожданный поезд выехал из Пшемысля. Его тянул новенький локомотив "Ярослав". Столица Галичины и Лодомерии имела наконец железнодорожное сообщение.

Процитируем "Gazetu Lwowska": " После долгого ожидания приближается радостный день, с которого начинается и у нас регулярное движение на железной дороге им. Карла Людвига. Она непосредственно соединит Львов с целой сетью европейских железных дорог. По железнодорожных путей Восточная Галичина объединится с цивилизованной Европой ... образует путь, пройдет от восточных границ Австрии вплоть до побережья Адриатического моря. Столица края, как и вообще Галичина, отныне будут иметь допуск к увеличению активности промысла и облегченной торговли ".

Вокзал, который сейчас является главными львовскими дверями в мир, построили за два года (достаточно быстро!) И торжественно открыли 26 марта 1904. В то время это был один из самых больших и удобных вокзалов Европы.

Потребность в новом двирци до начала XX столитя таки назрела: через город шел большой пассажиропоток, компактный Черновицкий вокзал не вмещал всех путешествующих.

Нужен был новый Дворец. К делу подошли серьезно: среди львовян провели референдум (!), Где именно нужно разместить новый вокзал. Среди предложенных мест были и центр города, и рог нынешних ул. С. Бандеры и ул. А. Невского, и верхняя часть Иезуитского сада (парк рядом с университетом). Место, на котором остановились, было выбрано не в последнюю очередь из-за относительной дешевизны цены на земельный участок.

Провели и тендер проектов. Над проектом-победителем работали архитекторы Куприянов, Садловский и Зарицкий. Скульптурное оформление главного портала выполнили известные львовские скульпторы Петр Войтович (именно он создал аллегории Львова и дороги, которые держат картуш с гербом города) и Антони Попель (его фигуры "Торговля" и "Промышленность" размещены в нишах рядом с главным входом), а основные строительные работы - широко известная фирма профессора Ивана Левицкого. Крыша проектировали чешские мастера.

Длина львовского вокзала - 150 м. Сооружение раньше было одноэтажное, в стиле венской сецессии. Это уже более поздние перестройки после руины Второй мировой внесли свои коррективы в чистоту стиля.

Слева размещались хозяйственные помещения и багажное отделение, справа позже свели почту. Фасад было покрашены в белый, купол и ворота - на зеленый.

По эскизам автору проекта дворца, Владислава Садловского, краковская фабрика Ю.Горецького исполнила главную ворота из кованого железа, украшенную растительным орнаментом. Гибкие лианы напоминали и кованые перила пяти касс первого и второго класса - флористическая влюбленность модерн проявила себя по полной программе.

А что внутри? Вокзал был оборудован новейшими достижениями технической мысли: вентиляция, электрическое отопление, 70 электрических часов, электролифт для работников, электрическое освещение. Пять подземных тоннелей вели на перроны. Ну и идеальная чистота, конечно.

Справа располагался вход в почты, телеграфа и телефона. Слева - сначала газетный киоск, дальше табачная лавочка. Дальше - вестибюль, украшенный фресками из истории развития транспорта, витражом "Архангел Михаил" и лепными орнаментами.

Сейчас много вокзалов приходят к тому, что почекальни, эти лимбы путника жизни, делят на ад бесплатных и рай платных залов. После нескольких десятилетий общей уравниловки история провернулась на 360 градусов: так было и столитття назад. Пассажиры первого и второго класса могли отдохнуть на хороших креслах в специальных залах, украшенных лепниной, или ресторане. А для тех, кто путешествовал третийм классом, почекальни оформили в фольклорном стиле. В принципе, логично. "Третьеклассник" запрещалось заходить через главный вход: их путь лежал сразу через подземный переход к 5-му перрона, откуда отправлялись пригородные поезда.

Для вип-персон была своя, австрийская (или депутатская) зал.

Во время войны вокзал - мишень для врага. В 1916 году двирець бомбили. Небезуспешно. В 1919 году - снова разрушение. Фасад чудом уцелел.

При восстановлении сооружения в 1930 году двирець подрос на один этаж - а за 9 лет, в первый день войны, 1 сентября, бомбы опять попали в вокзал. В 1941 году от бомбардировок сильно пострадал дебаркадер. После войны здание было в таком ужасном состоянии, что шли разговоры даже о возведении нового вокзала.

К столетию, которое отмечалось в 2004 году, дворец основательно отремонтировали. А на литографии рядом можно увидеть предшественника нынешнего львовского вокзала образца 1867



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик Знаете красивее вокзал в Украине?
А что внутри?