Подслушивание во время холодной войны
Термин «холодная война» не применяется к какой-либо конкретной официально объявленной войне. Их назвали очень многими действиями, демонстрирующими реальную враждебность и антагонизм великих держав после Второй мировой войны.
Эту концепцию использовал первый Джордж Оруэлл в своем эссе от 1946 года, где он предсказал, что в тени угрозы ядерной войны держатели ядерного оружия контролируют других в состоянии постоянной «холодной войны».
Однако этот термин еще не использовался в этом смысле в течение нескольких лет. Однако сверхдержавы, которые боролись после войны за сферы влияния, хорошо понимали, на какие действия они должны полагаться, что, несмотря на сложившийся мир, позволило бы им получить преимущество. Одним из таких мероприятий было шпионить за представителями других стран, особенно за сотрудниками посольства.
Уильям А. Гарриман (общественное достояние)
В 1946 году россияне устройство прослушивания успешно установлено в кабинете посла США в Советском Союзе Уильяма А. Гарримана. Мало того, что можно было оставить их незамеченными, но именно с его помощью советские службы могли успешно подслушивать еще двух послов в течение семи лет. Только тогда устройство было найдено.
Как это было сделано? В 1946 году группа пионеров передала послу деревянную копию так называемой с большой печатью, барельефом с изображением американского орлана-белохвоста с тринадцатью стрелами, оливковой ветвью с 13 листьями и грудью, покрытой щитом, цвета американского флага. Это изображение используется в официальных документах, и деревянному послу так понравилось, что он повесил его в своем кабинете в резиденции, которую он держал (так называемое Спасо).
Резиденция американских послов в Москве (Спасо)
Скульптура содержала инновационное устройство для прослушивания, не нуждающееся в батареях, кабелях, идущих куда-либо, и никаких радиоволн. Он был настолько структурирован, что транслировался только тогда, когда на него "воздействовал" луч радиоволн, чаще всего от машины под прикрытием, припаркованной перед зданием.
Конструктор устройства, позднее названный в американском интервью «The Thing» или «This Thing», был не кем иным, как Лью Серджиевичем Терменом, более известным как Леон Термен. Этот инженер, который был в Америке до войны, является, среди прочего, создателем электронный инструмент под названием термен, с характерным звуком и методом игры - не касаясь его руками. Любители сериала Теория Большого взрыва имела возможность увидеть, как на ней играет Шелдон Купер.
Термен решил вернуться в Советский Союз, и его родина приветствовала его с распростертыми объятиями и пригласила его в секретную тюрьму, похожую на «кладбище», своего рода «центр», где заключенные работали над секретными проектами.
Одним из таких проектов было прослушивающее устройство. Открытие состоялось в 1950-х годах, когда радисты американской армии, услышав российские радиопередачи, услышали голос своего посла. Было известно, что подслушивание было где-то.
Копия печати, в которой была спрятана ошибка
Поводом для его обнаружения стала реконструкция резиденции, которая состоялась в 1952 году, до приезда нового посла Джорджа Кеннана. К сожалению, ничего не было найдено ни в мебели, ни в стенах здания. В качестве временного решения всем гостям давали карточки, чтобы посмотреть, что они говорят, потому что здание было подслушано и не было обыскано.
В качестве подслушивающего эксперта Джозеф Безджян приехал в Москву, чтобы представлять американскую разведку. Чтобы не тревожить советские службы, он приехал как частный гость посла, и его оборудование прибыло во многих посылках из разных частей света перед ним. Его сопровождал второй агент Джон Форд. Днем они притворялись скучающими гостями, а ночью пытались найти подслушивающее устройство, используя оборудование на месте.
Наконец было решено изменить способ работы. Однажды Кеннан начал диктовать квази-секретный документ (фактически это был старый рассекреченный кабель), и Безджян начал кружить своими инструментами по дому. Действуя как в горячей и холодной игре, он наконец-то отследил источник сигнала. К сожалению, сняв препятствующую ему скульптуру, он ничего не нашел в стене, несмотря на использование молотка великого каменщика.
Интерьер сувениров от пионеров
Тогда он решил сломать новаторский подарок и бинго: глаза удивленных сотрудников посольства обнаружили скрытое внутри устройство, размером не больше карандаша. Той ночью Безжан спал с устройством, спрятанным под подушкой - он боялся, что русские попытаются украсть его, и на следующий день он отвез его в Вашингтон для анализа.
Так закончился первый эпизод послевоенного скандала с бессознательным участием создателя электронной музыки Левы Термена.
Как это было сделано?