Как Гитлер хотел расширить Тыхы
Как Гитлер хотел расширить Тыхы. Это были не коммунисты, которые были первыми планами расширить провинциальный Тыхы до города с 100 000 спальнями. Известна похожая концепция гитлеровской Германии 1941 г. Фашистские планы в отношении Тыхы были связаны с более широким видением развития региона. Ожидается, среди прочего автострада сразу за Чулувом, международный аэропорт в Бойшове и речной порт в Мысловицах. Возможно даже, что Тыхы вместо Катовице должны были стать столицей немецкой администрации в Верхней Силезии. Идея была отложена до поражения Гитлера под Сталинградом. В Мюнхене сохранилась записка с приказом самого фюрера.
Планы Гитлера относительно Тыхы были найдены в 2008 году проф. Рышард Качмарек, Тисзанин, историк в Силезском университете. Они были в Государственном архиве в Катовице. - Я слышал об этих документах еще в 1970-х годах. Свободные и неупорядоченные знания о них действовали в определенных условиях. Просто говорили о планах Германии по расширению Тыхы, - говорит Рышард Качмарек. - Я понял, что они действительно существовали 20 лет назад, когда у меня в руках были файлы с описанием этих карт и планов. Я тщательно осмотрел их на рубеже 2008 и 2009 годов.
Как объяснил проф. Качмарек, есть два типа карт. Первая представляет весь район Катовице с инвестиционными планами в этой области, а вторая, красочная карта - Тыхы, или, скорее, Старе Тыхы, и область, выделенная красным, которая должна была быть застроена новым городом. Есть также описания этих карт, в том числе трехстраничная характеристика расширения Тыхы, подписанная названием Froese. Также есть стенограммы организаторов конференций в Берлине и Катовице. профессор Качмарек сказал мне, что это были концептуальные планы. Немецкие идеи были применены к топографической сетке, созданной поляками.
Герб третьего рейха; фото Я. Едрисика
В свете вышеупомянутых документов для немцев, Тыхы был частью более широкой концепции расширения Верхней Силезии во время войны. Планы 1941 года не новая идея. Еще до 1914 года, и особенно после Первой мировой войны, было признано, что строго промышленная зона Верхней Силезии (треугольник Гливице - Бытом - Мысловице) имеет ограниченные возможности развития и не выполняет основных социальных функций. С одной стороны, невозможно было расположить рабочие жилые комплексы на участках с заводами, сталелитейными заводами и шахтами. Люди очень тяжело жили в тени дымоходов. В свою очередь, сами растения также имели ограниченные возможности для развития. Итак, мы начали говорить о необходимости так называемого дегломерация или строительство городских общежитий за пределами промышленной зоны, в которую осуществлялись города, из Катовице, Шопенице, Руда Шленска и Бытом.
Немцы отказались от этих планов, потому что после восстаний и плебисцита, в 1922 году, часть Верхней Силезии упала в Польшу. Каждая партия реализовала свои городские планы. Поляки расширили южный район Катовице внушительным зданием провинциального управления. Немцы, в свою очередь, в Бытоме, Забже и Гливице попытались реализовать концепцию Силезского Трицита, уловив концепцию городского сада Эбенезера Говарда (например, Гливице).
Когда в 1939 году нацистский Третий Рейх оккупировал Верхнюю Силезию, Германия вернулась к общим планам развития региона. Они были созданы городскими планировщиками из Национального общества планирования во Вроцлаве (Бреслау). Им управлял некий Циглер, именно во Вроцлаве находилась столица Силезской провинции (область от Легницы до Катовице). В 1941 году Верхнесилезская провинция со столицей в Катовице была отделена от Силезской провинции. Он состоял из двух регентств - Опольского и Катовицкого.
Выставка в Муниципальном музее с жилыми домами пивоваренного завода и школьным вызовом в современном СП № 1. Дети исполняют нацистский жест приветствия, поднимая флаг; фото Я. Едрисика
Идея была реализована под броским лозунгом - мы строим на востоке второй Рурский район - современный промышленный центр с жильем и социальными объектами. Кроме того, во время войны в Верхней Силезии не хватало жилья для немцев, которые приезжали сюда работать или служить в государственном и партийном аппарате. В крупных городах квартиры быстро заполняются. Места для новостроек были обысканы. Должно быть, это были области, которые не остановили бы добычу угля. Сеть связи была не без значимости. Города-спальни должны были быть хорошо связаны с промышленным и административным центром. Как сказал мне Ришард Качмарек, ранее сухопутные и водные дороги были спроектированы параллельно. Автострада Гливице - Краков (эквивалент текущего А4) должен был бежать прямо за Чулувом. Они намеревались вырыть Висло-Одерский канал, чтобы транспортировать верхнесилезский уголь дешевле. Речные порты должны были располагаться в Либиве, Мысловицах (у реки Пшемза) и в Гливицах. На участке Катовице - Тыхы канал должен был проходить в долине Млечна. Немцы также запланировали международный аэропорт в Bojszów Nowe. - Документы по автомагистралям и каналам очень подробны, включая чертежи барж, размеры каналов и планы портов в Ливии. К сожалению, я не нашел подробного плана относительно расширения Тыхы или плана аэропорта Бойшув-Нове, - сказал проф. Качмарек.
Что касается будущих городских спален, окончательный выбор пал на Тарновские Горы, Пысковице, Загленбие и другие. Бендзин и Сосновец (после ликвидации местных гетто) и Тыхы. Немцы, как и коммунисты, предполагали, что в конечном итоге у Тыхы будет 100 000 человек. жители.
Согласно концепции 1941 года, фашистский Тыхы находился по обе стороны от дороги Миколова - Освенцим. С тем фактом, что экспансия была определенно на юг, в сторону Папрокана, более или менее так, как это поняли градостроители в социалистической Новой Тыхы позже. Немцы вели восточную набережную вдоль лесной набережной. Предполагалось объединить спортивный стадион, запланированный на месте сегодняшнего парка на I LO им. Л. Кручковский с западного края города.
Вторая ось Тыхы запланирована на линии север-юг. Он соединил Старый город с Кроной Штадт (Корона города) и железнодорожной станцией в Папроканах. Крон Stadt должен был быть доминирующим зданием в Тыхы. Его сопровождал плац. Городская Корона была расположена более или менее в середине перестроенной области, отмеченной для перестройки. - Именно здесь сегодня стоят Ворота Солнца, - сказал Рышард Качмарек.
Указанная область, отмеченная красным, прорезанная дорожными артериями, будет занята жилыми зданиями. В описании концепции подчеркивается, что они должны быть оснащены текущими достижениями цивилизации - водопроводной водой и другими средами. Нет общих ванных комнат. - Я не нашел документов, как будут выглядеть эти здания, но это не большая проблема. Потому что подобные города были созданы в нацистский период в Германии. Здания будут похожи на те, что были в период реального социализма, то есть многоквартирное, 3-4-этажное здание, - утверждал проф. Качмарек.
Карта с немецкой концепцией расширения Тыхы, сфотографированная в Государственном архиве в Катовицах Радославом Камерчаком. Фотография была опубликована в статье Ярослава Жендрисика в еженедельнике "Эхо", № 17/2009
Немцы планировали железнодорожную линию не так, как после войны. Следы идут по краю Тыхы, а не раскопки по центру города. Как проходил этот железнодорожный маршрут? От сегодняшней станции в Старе Тыхы, линии Катовице - Пщина, дуги должны были идти в районе сегодняшней улицы Сикорсьего и в Папрокан, где планировалась станция. - Выбравшись здесь, пассажиры могли бы отсюда по главной артерии города добраться до старого города (именно в большинстве немецких городов) или провести время для отдыха на озере. Пассажирские перевозки должны были осуществляться на шаттле каждые 20 минут. По немецкому плану всей регентства видно, что этот маршрут проходил из Папрокана в Бойшов Нове, где планировался международный аэропорт и ... Освенцим, - сказал Рышард Качмарек.
Осенью 1942 года немецкое наступление на юго-востоке в сторону Каспийского моря рухнуло, а затем Гитлер уступил Сталинграду. Финансовые потребности Восточного фронта росли. Поэтому реализация планов по расширению Тыхы и Верхней Силезии была отложена. - В Мюнхене есть записка в Институте исследований современной истории, в которой фюрер оправдывает прерывание работ, - сказал проф. Качмарек.
Записка является прямым приказом Гитлера, хотя он никогда не редактировал и не подписывал никаких документов. Он высказал свое мнение, и глава юридической фирмы Третьего рейха Ламмерс (он учился в гимназии в Пщине, единственной из нацистской элиты, пришедшей из Верхней Силезии) превратил это мнение в директиву («Гитлер сказал, Гитлер приказал ...»), и оно функционировало как правовая норма. Приказ о приостановлении экспансии в Верхнюю Силезию был передан главе НСДАП в Катовице-Брахте.
Документы указывают, что не исключено, что после расширения Тыхы и других городов-спутников нацисты хотели, чтобы Катовице оставалась столицей провинции Верхняя Силезия, а Тыхы - столицей одного из регионов. В свою очередь, описание оригинальных файлов с проектными документами предполагает, что Тыхы будут столицей всей Верхнесилезской провинции. профессор Качмарек говорит, что, кроме этого описания, в файлах нет такого предложения. Однако в Катовице уже были городские ограничения (существующие здания, промышленность), и в Тыхы нацисты могли позволить себе тоталитарный стимул - большой плац и жилые дома для высокопоставленных чиновников.
Немецкая карта pszczyna poviat; фото Я. Едрисика
профессор Качмарек нашел германские планы, показал инженер инж. Станислав Немчик, также известный Тисзанин, известный архитектор, автор книги m.in. проекты церкви св. Призрак в Свакове и францисканская церковь и монастырь в Папроканах. - Немчик сразу обратил внимание на ход железной дороги. Дело в том, что он находится на окраине, а не бегает по центру города, в раскопках. По его словам, этот послевоенный сдвиг имел большое значение для развития Тыхы, - говорит Р. Качмарек.
Станислав Немчик, который вместе с проф. Качмарек, он обсуждал нацистские планы в статье «Гость воскресенья» («Приказ Гитлера: строить!», № 15/2009), утверждает, что железнодорожная линия врезалась в траншею, разрезая город пополам, отрезала южную часть Тыхы и сделала город не он мог бы свободно развиваться в этом направлении. Кроме того, новая часть социалистического Тыхы была создана в изоляции от старого города. В результате, сегодня здесь нет настоящего центра, где люди со всего Тыхы хотели бы встретиться. «Эти планы должны быть показаны студентам городского планирования сегодня, чтобы они знали, как, казалось бы, небольшие изменения могут иметь огромные последствия», - сказал Станислав Немчик в «Недзельном госте». Вот почему архитектор Тыхы сказал, что, хотя фашистский Тыхы был бы недружелюбен к человеку, потому что он был отмечен тоталитарной идеологией, немецкий проект был лучше, чем польский.
- После войны оригинальная концепция строительства железнодорожной линии проф. Теодорович (проектировщик жилой застройки А - прим. Редактора) также взял курс на окраину города. Однако мы знаем, что этот план был пересмотрен в Варшаве, в политическом офисе PZPR, во время представления плана расширения для Тыхы. Возможно, что товарищ Берут сам приказал провести железную дорогу в центре города, чтобы рабочие могли подойти ближе к поезду, который должен был привести их на работу, - сказал Рышард Качмарек.
Есть сходство в германском плане 1941 года и послевоенной концепции расширения Тыхы, реализованной Ханной и Казимежем Вейхертом. Они опирались на немецкие идеи? Это не известно. Однако весьма вероятно, что они видели и знали эти планы. На немецкой карте вы можете увидеть марки Miastoprojekt (тогда Катовице) и провинциальной комиссии экономического планирования Президиума провинциального национального совета в Катовице. Это свидетельство того, что карта была заимствована из этих архивов этими учреждениями. - Я бы не стал преувеличивать теорию о том, что социалистические Новы-Тыхы были созданы на основе нацистских концепций. Просто некоторые архитектурные и городские решения были навязаны топографией самого района, его формой, - сказал мне Рышард Качмарек.
Как проходил этот железнодорожный маршрут?Они опирались на немецкие идеи?