Владыка Владимир (Груц): "Пусть сердца будут Вифлеемской яслями!» - Христианский портал Кириос
Уже несколько недель, как христиане восточного обряда находятся во времени Рождественского поста, который готовит наши сердца к встрече с родившимся Христом. В этом периоде Церковь обращает особое внимание на духовное обновление своих верных. На приходах, в сообществах происходят предрождественские реколекции, христиане пытаются придерживаться определенных ограничений в еде и шумных забав. Особенно во времени поста Церковь призывает верующих приступить к Таинству Покаяния. О том, какой должна быть наша исповедь, чтобы она принесла духовную пользу, своими мыслями поделился епископ-помощник Львовской архиепархии епископ Владимир (Груц)
-Владико, почему важно приступать к исповеди во времени поста, в частности Рождественского?
-Сповидь не должно быть привязана к посту, потому что исповедь является святым таинством, которое мы должны регулярно совершать для своей духовной жизни. Конечно, пост всегда нас к чему-то готовит. Так, как мы в наших домах перед праздниками стараемся убрать, тогда делаем такое генеральная уборка, также исповедь во времени поста может быть таким генеральной уборкой в нашем сердце, а как иначе можно готовиться к Рождественским праздникам? Сердце должно быть чистое, чтобы стать Вифлеемом и теми яслями, где бы Христос мог родиться для нас. Как говорил один из христианских писателей Анжелюс Силезиус: "Если бы Иисус мог родиться в Вифлееме тысячу раз, но не в твоем сердце, тебе от этого не будет большой пользы".
-Как правильно готовиться к этому таинству? На что стоит обратить особое внимание?
-Вы указали на само слово "подготовка", а это значит, что требует времени, определенной призадумы. Приступать к исповеди точно нельзя быстро, в стрессе, по принуждению или по долгу. Чтобы приготовиться к исповеди, нужно в первую очередь успокоиться. Таинство исповеди или покаяние - это также литургический процесс, которому предшествует определенная молитва. Наверное, лучше есть сесть в покое, помолиться Святому Духу, чтобы он помог нам распознать грехи и их обнаружить.
-Очень часто люди жалуются, что во время исповеди могут нечаянно забыть о какой-то грех. Как готовиться, чтобы не упустить из виду чего-то важного?
-Гирша дело, когда люди специально бы то затаили, а забыть каждый человек может, и одновременно Бог знает, что мы можем, а чего - не можем. В конце концов Он не бухгалтер, а тот, кто видит наше сердце. Если человек забыл какой-то грех во время исповеди, то она может также его обнаружить во время следующей исповеди.
-Якою должно быть исповедь, чтобы она принесла духовную пользу?
-Найперше исповедь должна быть искренней. Нельзя забывать, что исповедь - это встреча с Богом. Если я с кем-то встречаюсь, то это значит, что я вхожу с ним в контакт. И именно Божье присутствие помогает мне распознать эти темные страницы моей жизни.
Какие пять условий хорошей исповеди Вы выделили?
Я не должен их выделять, потому что они уже есть в нашей традиции, в частности в катехизмових учениях. Прежде всего - это экзамен совести, что очень важно, но опять повторяю, что это не какая-то определенная бухгалтерия. Это уже приглашение Бога в мою жизнь, чтобы в Его свете увидеть также собственное несовершенство.
Следующим условием является сокрушение о грехах. Жаль не только как некая определенная эмоция, а стремление снова вернуться к Богу, к Его милости. Хотя может случиться, чтобы во время исповеди пенитенты (Пенитент - лицо, приступает к исповеди. - Прим. Авт.) Тоже плачут. Очень часто слезы является таким коммуникативным проявлением жалости за грехи.
Третье - это признание грехов. И уже сама исповедь как таковая, где пенитент ни старается себя оправдать, поскольку он не является на суде, где должен себя защищать, а наоборот, он себя оспаривает для того, чтобы быть оправданным.
Четвертое условие - постановление поправиться. Это, очевидно, очень существенное условие хорошей исповеди. Итак, я хочу, хочу с этого момента жить лучше, взять другое направление в моей жизни. Но мы должны также понимать, что это не гарантия исправления. Ни в коем случае мы не можем что-то гарантировать, но мы стремимся и с Божьей помощью хотим идти дальше в нашей жизни.
И конечно - это выполнение епитимьи, которую мы получаем. Покаяние понимается не как наказание или штраф за то, а как писляреабилитацийний, терапевтический период исцеления души.
-Как часто Вы, Владыко, как духовник рекомендуете исповедоваться?
-Здесь нет каких пределов, поэтому можем смотреть только пасторально. Рекомендуется так, чтобы всегда идти к Святому Причастию. Если человек всегда на Святой Литургии причащается, если она только чувствует, что уже есть грех, который является препятствием для Святого Причастия, уже тогда, конечно, стоит пойти на исповедь, но это для таких больше воцерковленных людей. Я бы так советовал людям, быть, еще не очень практикующие христиане: обратить внимание на то, что у нас четыре поста в нашем литургическом году (это уже четыре раза), также человек именины, день рождения, какой юбилей в семье, заупокойные богослужения за нашими родными - и оно где-то получится раз в месяц (Улыбается. - Прим. авт.).
-Часто люди, особенно которые являются менее воцерковленные (такое случалось в сообществе УМХ), в разговорах жалуются на то, что после исповеди не чувствуют духовного облегчение. Что бы Вы посоветовали этим людям?
-Видите, эти люди в первую очередь нужно услышать их прежде всего нужно понять, но совет является для всех одинакова: для меня, для тебя и для вас - что исповедь прощает и искореняет грех, но сам факт исповеди еще не исцеляет раны, которые наносит грех. Поэтому тоже надо осознавать, что исцеление ран требует времени, следовательно, может быть впечатление, что я был на исповедь и чувствую, что Бог мне не простил, где мне сразу от этого не стало легче. Поэтому надо понимать, что именно покаяние имеет терапевтически-медицинский характер, который дарит исцеление человеку.
-Каждый перед исповедью испытывает страх, многих он парализует и не допускает до самого таинства. Как преодолеть страх перед исповедью?
-Это есть страх перед собой, возможно, скорее перед собственными грехами, а еще дальше - грехи нам внушают страх. Грех бы уговаривает: "Не уходи", "это снова случится с тобой", "что о тебе подумает исповедник", "а почему ты это признавать человеку"? То есть здесь очень много таких человеческих моментов. Я бы четко различил, что Бог очень любит человека, а вместе Ему не нравится этот грех. Исповедь - это первое место, чтобы грех отдать, а любовь к Богу и человеку сохранить.
-В нашей практике есть отдельно исповеди и духовные беседы. Очень часто люди стараются заменить одно другим. Как правильно и четко различить, где есть потребность для исповеди, а где - для духовной беседы?
-Найперше, как видите, исповедь имеет конкретные условия, о которых мы говорили: признание грехов, жаль, покаяние, то есть это необходимые составляющие исповеди, но человек очень часто имеет стремление говорить о состоянии своей духовной жизни и ход прогрессивности духовной жизни. Духовник не должно быть исповедником, а исповедник не должно быть духовником. В конце концов духовник не должно быть даже священником. Он может быть просто опытным человеком в духовной жизни, которая способна сопровождать другого человека, потому что может снова случиться, что во время исповеди человек хочет говорить о своей духовной жизни, и это может продолжаться долго, тогда исповедник, конечно, может этому человеку сказать: "Давайте зарезервируем себе какой-то определенное время и будем тогда спокойно говорить". Вот это считается духовной беседой. В то же время духовная беседа может перейти в исповедь с отпущения грехов: когда мы встретились и говорим об очень много разных моментов и оказывается, что там как раз корень всему - грех, и есть большой шанс, чтобы этот грех был прощен, потому духовная беседа может быть интегрирована в исповедь с получением отпущения грехов.
-Что бы Вы пожелали нашим читателям в их духовной путешествии к Рождеству?
-Бажаю быть рождественскими людьми! Пусть Ваши сердца будут Вифлеемской яслями!
Об этом сообщает Христианский портал Кириос со ссылкой на velychlviv.com
Как правильно готовиться к этому таинству?На что стоит обратить особое внимание?
Как готовиться, чтобы не упустить из виду чего-то важного?
Якою должно быть исповедь, чтобы она принесла духовную пользу?
Какие пять условий хорошей исповеди Вы выделили?
Как часто Вы, Владыко, как духовник рекомендуете исповедоваться?
Что бы Вы посоветовали этим людям?
Как преодолеть страх перед исповедью?
Грех бы уговаривает: "Не уходи", "это снова случится с тобой", "что о тебе подумает исповедник", "а почему ты это признавать человеку"?