анализ | 72 года со дня смерти царя Бориса III: остается трагический знак вопроса - Dnevnik.bg

Скорбят люди на одной из станций на железнодорожном маршруте с гробом царя Бориса III, 5 сентября 1943 г.


Сегодня, 28 августа, со дня смерти царя Бориса III прошло 72 года. Хотя современные историки смирились с тезисом о естественной королевской смерти, как и у любой другой гипотезы, они будут иметь несомненные научные доказательства, размышления над вопросами, которые этот внезапный конец до сих пор ставит до сих пор, продолжаются. Вместе с нерешенным вопросом, кто был заинтересован в том, чтобы пропустить болгарского царя в этот критический момент для Болгарии и Европы?


По случаю 72-й годовщины мы снова публикуем статья дневника от 2 сентября 2012 года


Каждый народ заслужил судьбу.
Клише раздражает своей категоричностью. И ему больно с предложением обреченности. Король, который правил престолом в Болгарии 25 лет, внезапно умер в 49 лет, не страдая до этого момента. Ни тогда, ни какой-либо авторитет, стоящий у руля Болгарии, не решает или не заинтересован в установлении или, по крайней мере, пересмотре, если эта смерть не является естественной, кто был так мотивирован ее противником (государством) осмелиться убить ее верховного правителя. И прежде всего, почему? Более того, ни одна власть в новые демократические времена не смела искать (все еще спрашивать!) Еще живущих потомков могилы в начале 90-х, чтобы помочь в обнаружении его останков, которые были варварски похищены Враной среди В гостинице Георгия Димитрова нет. Ни один из них не говорил. (Я говорю - попросил помочь, а не быть наказанным!) Ни одно правительство не считало, что это вопрос национальной самооценки ...



Поэтому я понимаю трагедию, когда речь идет о целых народах. Вот почему я называю трагический знак вопроса, который стоит до сих пор - через 69 лет после смерти царя Бориса III.


Когда 28 августа 1943 года 49-летний король Борис III закрыл глаза, все противники и сторонники монарха сошлись во мнении, что глава болгарского государства умирает на пороге роковых событий. Многочисленные свидетельства августа и сентября 1943 года показывают, что общество четко осознает тот факт, что развитие Болгарии после Первой мировой войны неотделимо от деяний монарха. Превратить побежденную, буквально раздавленную неуйским диктатом Болгарию в стабильное государство и место среди европейских государств - задача, которая оказывается очень сложной и пожирает все ее силы.


Но кто такой король Борис III?


Вопрос актуален и приводит к отчаянию кандидатов в студенты. Поскольку десятилетия его биографии накапливали бесчисленные спекуляции и навязывали стереотипные идеи, пишет Николай Поппетров, ученый из Института истории BAS, и изображает короля следующим образом: «Борис III не является патологически реакционным, даже менее фашистским лидером. Либерализм, осторожный в отношении шумных причин и идей, представленных как спасение, политическая мода усиливает недоверие, а призывы партийных лидеров и правительств к быстрым и категоричным решениям усугубляют ситуацию. опытный дипломат и опытный политик, который помогает ему с врожденным любопытством, огромной памятью, способностью подходить к каждому человеку и проблеме индивидуально, один из его давних противников, Димо Казасов, признает: «Он смог сократить расстояния».


Царственная рассудительность оправдана. Он занял трон 3 октября 1918 года, 24 года, который только что вернулся с Южного фронта. Будучи молодым офицером на фронте Первой мировой войны, он видел своими глазами мятежных солдат после разрыва Антанты на Добро Поле (вопрос в том, кто восстал и к чему он стремился). Редкое откровение было задокументировано его близким Любомиром Лульчевым: «Я царь, который начал царствовать, когда вершины революции сломались перед Софией, и я знаю, что значит иметь людей, которые чем-то недовольны».


Оставленное им впечатление нерешительности обманчиво. Ключевые ситуации показывают чрезвычайную активность. Хотя порой он не был хорошо принят, его смерть показывает его общественное признание.В своей иностранной дипломатической переписке его личность высоко ценится. Сегодня можно сказать, что во второй половине 1930-х годов король во второй половине 1930-х годов реализовал комплексную программу по ослаблению политической оппозиции, созданию условий для экономического и социального прогресса и сохранению страны в максимально возможной степени. от взаимодействия с международными конфликтами. В серии заявлений, представленных Совету министров и парламенту этого периода, Борис III раскрывается как человек с широким взглядом на основные экономические и социальные задачи. И, прежде всего, его сильное желание, чтобы Болгария не участвовала в международных конфликтах и ​​следовала страстям слева и справа, очевидна. Успешные шаги во внешней политике и умение терпеливо ждать блестящего дипломатического успеха в 1940 году, когда Болгария возвратила Южную Добруджу, ознаменовав первую в истории смену границ через Балканы на Балканах.


Смерть - Внезапная и поразительная


Король возвращается со встречи с Гитлером 15 августа и в последующие дни находится в Царской Бистрице со своей семьей. Аэропорт приветствует премьер-министр Богдан Филов, который говорит, что "никаких уступок" для военного участия Болгарии сделано не было. (В своей книге «Воспоминания» (1964) королева Иоанна пишет: «Протокол разговора между Гитлером и моим мужем больше не существует и не попадает в руки русских». Когда Гитлер отправил приглашение Борису, Болгария уже искала контакты с союзниками). Англичане не хотели слышать, они сказали, что Болгария всегда их обманула, американцы не отрицали, но они ничего не делали, и это были тревожные недели, когда Борис часто смотрел на меня, а я не разговаривал.
19 августа король поднимается в Мусалу со своим братом принцем Кириллом и другими туристами. 23 августа, в понедельник, он приезжает в Софию на плановые встречи во дворце. Это день, когда он чувствовал себя плохо и рухнул. Придворные врачи и лучшие специалисты Александровской больницы были немедленно собраны, Берлин и Вена срочно призывают врачей Рудольфа Зайца, близкого к болгарской королевской семье, и Ганса Эпингера. Дважды король приходит в сознание и снова впадает в кому. Только 26 августа правительство объявило первое коммюнике о том, что король серьезно болен. 28 августа в 16.22 король умирает. Врачи делают вывод - обструкция левой коронарной артерии и инфаркт. И народ, и весь политический класс справа налево впадают в ступор.


Радио Лондон и Радио Москва: отравлено Гитлером!


Первое сообщение о насильственной смерти на Радио Лондона. Только через несколько часов после официальных новостей о смерти Радио Лондона сообщает, что болгарский король был отравлен по приказу Гитлера. Мемуары утверждают, что Черчилль редактивно сказал: «Такова судьба союзников Гитлера». Сразу после этого Радио Москвы сообщило, что король был отравлен Гитлером. В отличие от английского радио, которое сохраняет сенсационные заявления для болгарского монарха в сенсационном заявлении, Москва определяет его как самого верного слугу Гитлера. И он не стал комментировать логическое противоречие того, почему хозяин отравил своего самого верного слугу.


По словам академика Георгия Маркова, объявление Radio London имеет пропагандистскую цель. Царь Борис пользуется огромной популярностью среди болгар, и они, естественно, приспособятся к его убийцам.


В мемуарах королевы Иоанны мы читаем: «Я должен сказать - учитывая гипотезы о смерти моего мужа, что немецкие власти быстро предоставили двум врачам быстрый военный самолет, чей полет был каким-либо образом облегчен. на самолете, с которым Зайц и Эпингер отправились в Софию из Берлина и Вены ".


Нацисты: отравлены итальянской королевской семьей


Гитлер нервно отреагировал, сказав: «И это должно было случиться со мной». Нацистское превосходство не скрывает ее подозрений в отношении итальянской королевской семьи, она не может простить королю Виктору Эммануилу III (королеве королевы Джоанны), что он узаконивает свержение Муссолини, акт, по которому Италия выходит из Оси. В своем дневнике Геббельс назвал «злой интригой» сестру Джона Маффальду. Нацистская пропаганда провозгласила это царским ядом. Сама Мафдала не скрывала своего критического отношения к нацистам. Вскоре она была арестована и закончила свою жизнь в нацистском концентрационном лагере.


Между тем, растущий слух о немецком яде превращается в


тест для отношений между Софией и Берлином


Посол рейха в Софии Адольф Бекерле нервно задал вопрос болгарскому правительству, почему он ничего не делает, чтобы опровергнуть обвинения противника. По словам академика Маркова, преобладающее мнение историков остается прежним, именно из-за давления Германии на ее оправдание офис проф. Богдана Филова не предпринимает никаких шагов для расследования смерти короля.


Это не парадокс.


Всегда возникал вопрос, почему с таким большим количеством сомнений в том, что заявления о насильственной смерти, выдвинутые с первых часов, только болгарское государство перед лицом своего руководства официально замолчало и ничего не делает!
Ответ, по мнению историков, прост: потому что ввод в эксплуатацию и расследование означают еще больше шума вокруг гипотезы отравления, а самая шумная авиакомпания - немецкая.


Самое беспроблемное - это принять естественную смерть короля


Однако не так были спецслужбы Королевства Болгарии.


Болгарский исследователь архивов Христо Христов открыл и опубликовал в эти дни на своем сайте desebg.com документ из полицейского архива Королевства Болгарии от 6 сентября 1943 года с «конфиденциально-конфиденциальным» адресом, который, вероятно, адресован высокопоставленному начальнику полиции. Он анализирует «внутреннюю ситуацию» на основе отчетов агентства, называемых «серией контактов между всеми кругами в соответствии с конкретным планом со дня первого кризиса Его Величества короля Бориса III, 23 августа - 6 сентября». Документ на 10 страницах, чтобы назвать его отчетом, заслуживает особого внимания, поскольку он представляет собой анализ реакций всех политических и социальных слоев, включая «коммунистов и других левых групп», которые были определены как «напуганные, чтобы не подвергаться преследованиям». ». Документ явно не адресован премьер-министру Богдану Филову, потому что автор полиции позволяет критически оценить, что премьер-министр не предпринял шагов для назначения комиссии по расследованию ", чтобы установить последние дни жизни Его Превосходительства короля и все факты о его смерть ".


Неназванный автор этого отчета в основном основан на «сомнениях докторов Эпингер и Захитц в отношении причин смерти, которые произошли с неестественной скоростью», а также на том факте, что король никогда не страдал. Размышляя об отношениях между Болгарией и Англией накануне и во время Второй мировой войны, автор утверждает, что «если его отравят, король станет жертвой англичан».


Немецкий историк, профессор Стефан Апеллиус, исследователь архивов Третьего Рейха, опубликовал в 2008 году статью, в которой говорилось, что два немецких врача, посланные лично Гитлером, обнаружили в теле короля яд «скорее всего азиатского происхождения, что замедлило деятельность сердца ". Апеллиус утверждает, что «король болгар отравлен англичанами или русскими».


В своей книге «Терновый венец», которая является наиболее всесторонним исследованием правления Бориса III, автор Стивен Груев описывает сомнения доктора Эппингера, которые были задокументированы его собеседником «Немецкая воздушная атака в Софии» фон Шёнебеком. Венский врач провел аналогию со смертью премьер-министра Греции Метаксаса, которого он лично осматривал - он был отравлен венским врачом и имел те же симптомы, что и болгарский царь.


В телеграмме в министерство иностранных дел Германии посол Беккерле после беседы с немецкими врачами написал из Софии: «Я спросил господ, потому что подозрения постоянны, считают ли они возможным отравление причиной болезни и смерти». Три доктора сразу единодушно подтвердили это на основе универсальной капли ".


В своей книге королева Иоанна не делает личных предположений об авторстве, но уверенно заявляет: «Моя жена Борис не умерла естественной смертью, и его конец так или иначе был подвергнут уголовному преследованию». Наиболее распространенными версиями являются «нацисты или коммунисты», без упоминания национальностей.


На официальном сайте Симеона Саксен-Кобург-Гота в короткой статье на этой неделе, посвященной 69-й годовщине смерти, также не упоминаются национальности, но говорится: «И затем подозреваются как нацисты, так и коммунисты. - за естественную смерть короля, вызванную всепоглощающими и неприятностями этого рокового периода ".


Тем не менее: кто больше всего интересуется отсутствием короля?


Одним словом, тот, кто хочет положить руку на суверенитет Болгарии. Интересу того, кто, достигнув своей армии на Дунае, будет мешать присутствие живого правителя. Но у нас еще 1943 год, а Дунай далеко, и болгарский король строго поддерживает дипломатические отношения с СССР. Однако он готовится к выходу Болгарии из Пакта. И он даже встречается с американским жителем на Балканах (занятие, которое не для королей). Который нельзя хранить в секрете для Москвы.
Если учения булгарского царя с союзниками завершатся, Сталин потеряет причины объявить Болгарию освободителем фашизма и навязать свою власть в сердце Балкан. (В тот момент Ялта была еще далека от сделки трех великих Сталина, Рузвельта и Черчилля о разделе Европы.) Тот факт, что после смерти царя он не последовал за какими-либо внешнеполитическими действиями болгарского политического класса, корабль, погруженный только волнами с логотипом «Ой сейчас!», сам по себе показывает, что решающим фактором для Болгарии был король.


То, что выход Болгарии из пакта станет препятствием для расширения СССР на юг, косвенно подтверждается более поздним фактом. Когда 4 сентября 1944 года последний кабинет королевства Болгарии, Константин Моравьев, решил объявить войну Германии, министр обороны генерал Иван Маринов отложил официальное решение. Таким образом, пришло время армии маршала Толбухина достичь Дуная, сохраняя при этом сталинские «основания» для объявления войны с Болгарией. Только позже оказалось, что генерал Маринов был советским агентом, а болгарский полномочный министр в Москве во время Второй мировой войны также Иван Стаменов. Это также возможно для гена. Маринов, но если он был, то нет никаких доказательств, говорит акад Марков.


Тезис «Король Борис III, отравленный русскими» (понимаемый Сталиным и Берией) был официально объявлен в Нюрнбергском суде в 1945 году подсудимым Францем фон Папеном, бывшим канцлером Германии, и во время войны, посол Германии в Турции, он поддерживал тесные контакты с болгарскими правительствами. Он также встретился с королем. Он один из двух виновных в нюрнбергском процессе.


Но ситуация в то время, созданная победителями, не способствует утверждению фон Папена, чтобы стать сюжетом внимания. Тем более в Болгарии оккупирована советская армия.


Только советские архивы молчат


Британские и немецкие архивы Второй мировой войны были открыты и исследованы (немецкие были захвачены и изучены победителями). Нет подтверждения гипотезы об «англичанах» или «немцах». Немецкая связь, однако, долго поддерживалась никаким серьезным историком в Болгарии и за границей. «Итальянская связь», провозглашенная нацистами, историки воспринимают как анекдот.


Несмотря на надежды, лично возложенные Владимиром Путиным во время его визита в Болгарию в январе 2008 года, архивы зарубежных спецслужб СССР и НКВД остаются недоступными, то есть они по-прежнему закрыты. Не может быть, по крайней мере, оценок и гипотез о смерти болгарского царя. Болгарские архивы, захваченные советским военным командованием после 9 сентября 1944 года и относящиеся к советскому правительству в Болгарии, также недоступны. Причина, по которой Россия считает эти архивы своими, заключается в том, что они обращались к советским агентам, хотя на самом деле это документы болгарских учреждений. Судьба документации регистратора не ясна - в Болгарии нет листовки, говорит покойный Дими Паница, который был инициатором петиции в 2007 году о возвращении болгарских архивов из Москвы.


В самое последнее, демократическое время историки объединились вокруг тезиса естественной смерти короля - от физического и умственного истощения из-за постоянных усилий, направленных на то, чтобы удержать Болгарию от глобального пожара, и от рисков решений в июле - августе 1943 года. Но больше всего - по мнению академика Маркова, из-за невозможности убедить Англию в то время в болгарском национальном деле. По словам историка, государственным символом болгарского царя была Англия, и он психологически рухнул, когда принесли ему, что Черчилль назвал его королем-предателем.


Похороны - очевидна печаль


Огромная популярность короля приносит почти 400 000 его домов из их домов, по данным полицейских, которые собираются простить его у собора Святого Александра Невского. Паломничество длится пять дней. 5 сентября гроб, установленный на канатном полу, буксируемый шестью лошадьми, вместе с траурной процессией и иностранными делегациями направился на центральную станцию, откуда его доставили поездом на станцию ​​Кочериново, оттуда с открытой военной машиной в Рильский монастырь. Тротуары полны людей, крыши моложе. Военный парад проходит на площади перед вокзалом. Похороны были проведены в образцовом порядке и честно, но безупречно выполнены армией и правительством, всеми историками, о которых я говорил.


Документальный фильм показывает правду об отношении людей к королю. Мне кажется, что я могу использовать слово люди без беспокойства. На том же тротуаре, прижавшись друг к другу, плачевные дамы и леди плачут изодранным официантам и слугам. Платформы всех станций в Кочериново переполнены, станции стоят на коленях, крестятся старики и дети.


Легенда о том, что


Болгары мы плачем за того или иного диктатора


появился в документальном фильме о погребении лидера коммунистов Георгия Димитрова в 1949 году. Йорданка Чакалова, переводчик с немецкого и английского языков и автор книги «Хроника Шопского» и книг о родовой памяти, рассказала мне много лет назад, как во время показа фильма Димитров у Читалиште в Драгалевцах в начале 1950-х годов крестьяне признали моментами похорон короля. По словам Чакаловой, которой сейчас 86 лет, документальные фильмы о царе сняты и сняты в фильме о Димитрове. Так рождается миф о беспринципно скорбящем болгарском народе.



Вместе с нерешенным вопросом, кто был заинтересован в том, чтобы пропустить болгарского царя в этот критический момент для Болгарии и Европы?
И прежде всего, почему?
Но кто такой король Борис III?
Тем не менее: кто больше всего интересуется отсутствием короля?