«Я не даю»: включить нулевую толерантность к коррупции
- проклятие безнадежности Безжалостно точный показатель того, насколько глубоко коррупция разъела Украинское...
- баланс нарушен
- Как граждане «недофинансируют» государство
- Личный интерес
проклятие безнадежности
Безжалостно точный показатель того, насколько глубоко коррупция разъела Украинское государство - не статистика и не социология, а глухое раздражение, которым типичный гражданин встречает очередную статью о вреде коррупции.
Это раздражение - характерная реакция человека на ощущение своей беспомощности, в ситуацию, когда ей кажется, что у нее нет возможности ни на что повлиять. Вроде все рациональные доводы об опасности коррупции для общества приведены, понятны и приняты. Но обидно, что они стали привычными. Кроме того, граждане искренне считают коррумпированность власти одной из главных проблем страны, четко поддерживают усиление борьбы с коррупцией, требуют вынесения приговоров коррупционерам.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному среди граждан Украины американским International Republican Institute летом 2017 года, украинцы считают коррупцию серьезной проблемой страны: среди прочих проблем ее выделил 51% опрошенных. Почти столько же - 50% - назвали среди проблем войну на Донбассе. Следующие в рейтинге со значительным отрывом проблемы экономики: низкий уровень промышленного производства и высокий уровень безработицы, о которых упомянули по 29% респондентов.
Опросы общественного мнения, проведенный среди украинском International Republican Institute летом 2017
То, что все эти требования так и остаются пустым звуком, вызывает не раздражение, а протест. Раздражение же возникает от ощущения беспомощности. Человеку кажется, что от нее ничего не зависит, ведь проблема настолько масштабна, что ее решения не под силу и самому человеку, и целому государству. А общественные группы, которые продолжают требовать решения проблемы коррупции, занимаются пустой болтовней и популизмом, не имеет отношения к реальности. Зачем повторять о борьбе с коррупцией, если на практике она выглядит непобедимой?
победа достижима
Однако практика как раз и показывает, что обуздать коррупцию вполне возможно. Это удается не каждой стране, и нигде это не значит легко, но успешных примеров в мире достаточно.
Наиболее наглядным свидетельством антикоррупционного перерождение страны остается Сингапур и его легендарный премьер-министр Ли Кван Ю. Ни жадность политиков, ни жестокость мафиозных триад, ни скептицизм большинства населения не смогли остановить то, что, по известной легенде, начала и довела до логического завершения один человек. Ли Кван Ю объявил главным принципом верховенство права и неоднократно подтвердил его делом, поставив выше личные отношения. Сегодня антикоррупционную практику Сингапура исследуют и пытаются применить в своих условиях многие страны - до Китая, который на собственном опыте убедился, что даже смертная казнь не способна отразить в коррупционеров привычку не замечать различий между государственным и личным бюджетом.
В авторитетном рейтинге Doing Business Сингапур сейчас занимает вторую строчку - не только благодаря феноменально низкой для азиатской страны коррупции, но и за счет отмены огромного количества согласований, лицензий и других разрешений (которые, кстати, во многом создают условия для процветания коррупции). Первую строчку в рейтинге занимает либеральная Новая Зеландия, которая никогда не претендовала на мировое или даже региональное лидерство. Зато мощном и авторитарном Китая досталось аж 78 место - на две позиции лучше, чем в Украине с ее так и нереформированной судебной системой и тщательно саботирована «антикоррупционной» вертикали, которые превращают претензии страны называться демократической крайне неуместны.
Собственно, любая успешная демократия - это наглядный пример победы общества над коррупцией. Сейчас трудно представить, насколько мощной была коррупция в органах власти Соединенных Штатов во времена расцвета «сухого закона», когда криминальные синдикаты оптом закупали влияние в законодательном собрании отдельных штатов и в Вашингтоне, и какими изощренными методами ФБР и специальные группы Министерства финансов США разбивали свя Обязанности между мафией и властью.
баланс нарушен
Конечно, неприятная ситуация с коррупцией возникла не сегодня, но именно сегодня власть, безусловно, обязана решить эту проблему - хотя бы потому, что это было ее главной обещанием после Революции Достоинства, фундаментальной основой заключенного в то время общественного договора между избирателями и политическими элитами. Невозможно отрицать, что с тех пор за три с половиной года сделано много шагов в правильном направлении, однако трудно не заметить, что они пока не дали практически ощутимого результата. Создание Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры не было поддержано адекватным преобразованием судебной системы, в результате чего судебные приговоры приняли только в четверти расследованных коррупционных дел (по данным НАБУ, в 24 делах из 92 переданных в суд, у 30 делам рассмотрение по существу даже не начато). Формирования Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и запуск реестра имущественных деклараций госслужащих пока также не привели к созданию действенной системы выявления и преследования злоупотреблений (до сих пор не готова работоспособная система автоматического анализа деклараций). Создание Государственного бюро расследований, которое должно принять на себя следственные функции нынешней Генеральной прокуратуры, просто прекращено без каких-либо объяснений.
При этом борьба с коррупцией, по-прежнему декларируется Президентом и лидерами политических групп как важнейший приоритет. Впрочем, подобные заявления вовсе не странные и совершенно не новы.
«Я ни в коем случае не допущу, чтобы коррупционеры руководили политикой. Я буду выжигать это явление каленым железом ».
эти слова произнес НЕ Петр Порошенко в одном из недавних выступлений, а Виктор Янукович в 2010 году.
Чего стоили слова тогдашнего президента мы уже знаем, о цене аналогичных заявлений нынешнего (например, о «отрубание рук» коррупционерам из Минобороны) можно будет судить перед следующими выборами, которые уже не за горами.
Как граждане «недофинансируют» государство
Отношения граждан и государства традиционно строятся на взаимных упреках о том, что собранных налогов не хватает. Интересно, что именно эта мысль нередко используется для обоснования медленного темпа реформ. Однако внимательный анализ может поставить этот аргумент под сомнение.
В 2013 году на сайте «Цена государства» ( http://costua.com ) Была опубликована статья-исследование Дмитрия Боярчука, где наглядно показано, какие именно налоги и за какие услуги граждане платят государству.
«В частности, - пишет автор, - в 2011 году каждый работающий заплатил 2,5 тыс. Грн. (А это полторы месячных зарплаты на тот период) за «бесплатную» образование. С первого взгляда эта цифра впечатляет, однако если учесть, что средняя зарплата в сфере образования составляет 2000 грн в месяц, фактически этим вкладом налогоплательщик уплатил право на индивидуальный месячный курс Министерства образования ».
Конечно, большинству налогоплательщиков эту выплату государство не компенсировало никакими услугами. Похожая ситуация, судя по всему, с выплатами по другим категориям налогов. Например, автор предполагает, что, хотя по определению «Поддержка пенсионеров» проходит более 58% всех государственных выплат населению, люди, которые реально нуждаются в господдержке, получают едва треть от этих выплат.
Стоит напомнить, что это ни в коем случае не «деньги государства» (здесь надо вспомнить известный афоризм Маргарет Тэтчер «у государства нет своих денег, только деньги избирателей»). И если бюджет организован таким образом, что граждане сознательно не смогут получить адекватную компенсацию госуслугами по уплаченные ими налоги, получается, что они платят государству буквально ни за что. А зачастую еще и платят позже «коррупционный вклад», чтобы получить одну из гарантированных государственных услуг.
В демократических странах подобная ситуация почти невозможна, ведь там существует уже исторически налажен контроль налогоплательщика за тем, как государство тратит его деньги. В Украине (как и во многих других бывших республиках СССР) механизмы для такого контроля не созданы, что делает расходы бюджета легкой добычей для коррупционеров. Поэтому все перечисленные государству налоги условно можно считать украденными с момента их уплаты.
Можно спорить, какая часть бюджетного беспорядка вызвана злоупотреблениями, а какая - управленческой некомпетентностью (как первым, так и вторым сейчас трудно кого-либо удивить), однако для налогоплательщика разница невелика.
На том же сайте «Цена государства» является калькулятор , Который позволяет каждому гражданину в зависимости от его зарплаты рассчитать свой налог и разбить его по разделам в соответствии с Постановлением Кабмина от 18 февраля 2016 года. Если верить данным калькулятора, граждане платят в виде налогов больше, чем зарабатывают. Учитывая вышесказанное, а также на существующую неопределенность с налоговой милицией (согласно принятому ВР бюджету на 2017 год ее отменено с 1 января, а налоговую полицию вместо нее так и не создан) это, вероятно, не такая уж и странная ситуация. Без контроля со стороны граждан любое государство быстро деградирует и вместо осмысленных цифр начинает показывать в отчетах чушь. Все равно никто не проверяет, кроме тех, кто знает, как эту чушь можно правильно при случае объяснить.
Личный интерес
Победа над коррупцией в США стала возможной не только благодаря категорическим требованиям американских избирателей и действенной судебной системе, но и благодаря четкому пониманию людьми: коррупция залезает в карман буквально каждому из них. Они осознавали это и отказывались воспринимать как должное, ведь чувствовали себя хозяевами собственной страны, знали, за что и на что платят налоги, и не считали нормальными махинации правительства штата или администрации в Вашингтоне с этими деньгами - деньгами граждан.
Большинству жителей сегодняшней Украине такой подход пока не свойственный. По традиции советских времен (и имперских тоже) государство воспринимается ими как хозяин страны, а себя они подсознательно считают кем-то вроде наемных работников. Для застрявшей в постсоциалистическом менталитете человека демократия остается в значительной степени формальностью, возможность эффективного контроля за действиями власти выглядит ненужной роскошью, налоги воспринимаются в основном как плата за право получать гарантированный минимум благ, а бытовое взяточничество становится естественным способом получить что-то за пределами этого минимума. Терпимость к коррупции тем самым плавно перерастает в участие в ней.
Новый опрос Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива показало, что четверть (25%) опрошенных жителей Украины давали взятки сами или же знают, что взятки давали их родные и знакомые. Чаще всего упоминались взятки в медицинских учреждениях, реже - в вузах, школах, местных органах власти и при общении с патрульной полицией. Распространенность коррупции в стране оценивается людьми как чрезвычайно высока: 90% опрошенных уверены в такой оценке, лишь 2% считают проблему надуманной. При этом наиболее коррумпированными органами называют суды, Верховную Раду, прокуратуру, правительство, таможню и медицинские учреждения.
Опроса Фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива
Именно такие настроения и именно такой «разделение собственности» между властью и избирателями создают предпосылки для того, чтобы Украинское государство под прикрытием демократического фасада оставалась авторитарно-олигархическим режимом.
Революция Достоинства дала стране надежду на то, что эту архаику все-таки удастся демонтировать ради построения более современного социума. Но для этого в обществе должно решительно измениться отношение граждан к государству - с «владельца» и «благодетеля» оно должно превратиться в массовом сознании в инструмент решения актуальных для гражданина задач, стать не только полезным и необходимым сервисом, но буквально собственностью каждого.
Никто не ворует у самого себя и никто не поощряет кражи своего имущества. Коррупция процветает только там, где собственность в той или иной степени отчуждена от граждан. Но до тех пор, пока известный афоризм Тэтчер воспринимается в Украине как экзотика, а не как практический принцип, взятку врачу или прокрутки «схемы» с бюджетным финансированием не будут считаться в нашей стране неприемлемой дикостью.
Конечно, такая перестройка общественного сознания не может произойти быстро и легко, она так или иначе будет результатом длительных совместных усилий граждан, общественных структур и государственных учреждений. И пока государство в этом движении традиционно отстает (а это характерно не только для Украины - практически в любой стране мира, даже самой демократической, государственное администрирование тяготеет не к динамической модернизации, а консерватизма), у граждан есть прекрасная возможность взять инициативу в свои руки и, для начала, превратить личное неприятие коррупции в практический принцип «я взяток не даю».
Взрослому человеку, который понимает свою гражданскую ответственность, не нужны для этого никакие призывы и рекомендации - достаточно собственной отвращения к кражам и понимание, что каждый отказ давать взятку становится ударом по коррупции как явлению. И если в обществе действительно существует столь сильное беспокойство размахом взяточничества, как об этом свидетельствуют результаты соцопросов, то таких отказов имеет увеличиваться.
Если каждый гражданин осознает свою ответственность за коррупцию и начнет ей противодействовать, сразу же уменьшится общественное раздражение от «нерезультативных» популистских разговоров о вреде коррупции. Непосредственное участие в общественном антикоррупционном движении переведет тему из плоскости разговоров в плоскость действий. Благодаря общественному запросу и давления власти, которая пока сочетает нежелание бороться с коррупцией с неумением, будет вынуждена пересмотреть свой подход и изменить стратегию на более действенную.
Сергей Бережной в сотрудничестве с ТИ Украина
Зачем повторять о борьбе с коррупцией, если на практике она выглядит непобедимой?