Правда и "Миф": Василий Слепыш глазами брата

20 декабря исполнилось бы 44 года со дня рождения Василия Слепака - всемирно известного украинского оперного певца, солиста Парижской национальной оперы.

Он погиб во время боевых действий на Востоке Украины 29 июня 2016 года - от пули снайпера. Именно 20 мая в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины, которая носит имя Героя Украины Василия Слепака, и состоится вечер памяти незабвенного художника. О его творческих взлетах и ​​жизненные ориентиры, о детских годах и парижский период - в интервью рассказал брат певца Орест Слепыш.

Брат Василия Слепака - Орест Ярославович - по специальности врач-кардиолог. Почти 20 лет живет в Киеве. Долгое время работал врачом, а также на различных менеджерских должностях в фармакологическом бизнесе. Теперь говорит, что в связи с последними событиями, больше чувствует себя культурным менеджером, ведь занимается всеми проектами, в которых был и остается причастным его родной брат.

Теперь говорит, что в связи с последними событиями, больше чувствует себя культурным менеджером, ведь занимается всеми проектами, в которых был и остается причастным его родной брат

- Господин Орест, понимая сложность темы, связанной с Василием, первый вопрос, возможно, немного общее, лирическое: каким он был в своей семье, каким он был в своей профессии, каким именно вы чаще всего его вспоминаете?

- Для меня он - и самый близкий человек, и друг. Кроме того, что Василий - родной брат. Мы часто общались, очень часто виделись, я часто бывал во Франции на его оперных премьерах.

И росли мы вместе. Он на шесть лет моложе меня.

О себе говорю, что я "слушатель", потому что почти всю жизнь слушаю его музыку. Сам я никогда музыкой не занимался, однако любитель классической музыки.

А Василий? Знаете, он всегда был не «таким, как все". Это в нем оказывалось еще с детства. Он всегда по особому и одевался, и общался. Даже делал какую-то особую прическу.

Недавно я бывал во Львове, встречался с его друзьями - и все они говорили, что Василий всегда чем-то отличался от других. Хотя на самом деле был скромным, деликатным, интеллигентным.

Никто не помнит, чтобы кто-то его в школе оскорблял случались какие-то скандалы, связанные с ним. Он всегда был спокойным, уравновешенным, но одновременно - и особенным.

Я всегда был его "менеджером", хотел, чтобы он где-то учился, пел в хоре. Потом, когда встал вопрос, что надо ехать за границу, - а тогда это было достаточно сложно, - я помогал оформлять визу, покупать билеты, ходил по организациям, писал какие-то письма.

Мне очень хотелось, чтобы талант брата был реализован.

Меня, например, поразил тот факт, что еще во время учебы в консерватории у него все было "планово": изучал языки, системно вел дневник, все записывал. То есть был системным. К тому же он всегда спокойно относился к своему успеху.

Когда приехал в столичную консерваторию, то очаровал весь художественный Киев. Впоследствии у него были концерты в больших залах, во Дворце "Украина". Был известный проект "Классик-Премьер", когда он выступал с Национальным оркестром под управлением Владимира Сиренко.

Wassyl Slipak Foundation

Сейчас многие вспоминают, что тот молодой человек, который приехал из Львовской консерватории, сразу же вошел в контакт со всеми известными преподавателями и исполнителями. Ему доверяли свои премьерные произведения такие известные композиторы, как Игорь Щербаков. Василий также выступал с дирижером Игорем Андриевским, который его очень ценит. Не говоря уже о певцах, разбросанных по всему миру, - он со всеми были хорошие творческие дела.

Когда я впервые приехал к Василию в Париж и увидел его там, то удивился ... Он - молодой певец, а создавалось впечатление, что просто рожден для Франции, ему было там очень комфортно.

Некоторые люди десятки лет живут в эмиграции и не могут привыкнуть, а он вскочил в Европу, как в родной дом. Помню, он сказал мне тогда, что, мол, я довольно странно одет, и мы пошли в магазин, он купил мне новую одежду. То есть он легко адаптировался к западному миру.

- Между ним и коллегами чувствовалась конкуренция?

- Возможно, это была Василева недостаток, но, мне кажется, он вообще не думал о карьере. У него не было звездной болезни. Он пел и радовался этому.

Я часто посещал его премьеры в Париже в Гранд-Опера. Однажды за кулисами видел Пласидо Доминго, который выступал в одном спектакле с Василием. И брат довольно спокойно к этому относился, - это была его работа.

На премьере оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева в Париже выступал народный артист Украины Анатолий Кочерга - также вместе с Василием. И он так же, почитая выдающегося коллегу, воспринимал их сотрудничество мудро, достойно.

То есть Василий довольно спокойно относился к успеху, даже когда побеждал в конкурсах.

Вот я гордился им, а он - был спокойным. Хотя ему очень нравилось то, что он делает. И, вообще, в том, что делал, он был гениальным, - например, очень быстро учил сложные оперные партии. И ему слишком легко все это давалось.

- Господин Орест, в вашей семье кто-то профессионально занимался вокалом?

- Наши родители пели, преимущественно дома. А вот у нашего деда, маминого отца, был уникальный голос. Об этом говорят все, кто его знал. Возможно, гены передались через поколение?

Особенность Васильева голоса еще и в том, что сразу он пел детским высоким голосом, который затем трансформировался в контратенор - самый высокий мужской голос.

Уже позже, когда он вступал в консерваторию, то оказалось, что у него есть и бас-баритон, это самый низкий голос.

У Василия вообще большой диапазон голоса. Помню, когда по этому поводу было много встреч с разными специалистами, и никто не знал, что с его голосом делать!

Первым его учителем был руководитель "Дударика", покойный Николай Кацал. А во Львовскую консерваторию его взяла Мария Байко, которая осуществила просто героический поступок, сказав, что возьмется за Васильев голос, потому что в Украине утрачена школа высоких мужских голосов.

А во Львовскую консерваторию его взяла Мария Байко, которая осуществила просто героический поступок, сказав, что возьмется за Васильев голос, потому что в Украине утрачена школа высоких мужских голосов

Александр Данилов

Тогда все склонялись к тому, что брату нужно ехать за границу. Но Басня Мария Яковлевна взялась за него - продолжала два его два голоса.

Сейчас ей под 90 лет, она часто вспоминает Василия. Она говорит, что его голос - для нее особый творческий и жизненный опыт.

А уж когда он поехал на конкурс во Францию ​​и там победил, то за рубежом встретил и лучших французских педагогов. Там школа для вокалистов более развита.

Повторяю, это очень большая редкость, когда в одном Вокалист сочетаются две характеристики голоса - контратенор и бас-баритон. Это уникальная вещь!

Но высокий мужской голос - не коммерчески интересным для него нужен довольно специфический репертуар. Хотя теперь он звучит чаще, даже в классических постановках. Поэтому Василий больше пел как бас-баритон. Однако сохранились отдельные записи, где в концертах он поет одновременно и высоким, и низким голосом.

- Значит, если вернуться к предыдущему вопросу: ваши родители, очевидно, не имели прямого влияния на профессиональный выбор брата?

- Наши родители - инженерный слой социума, они работали на производстве. Причем почти вся наша семья работала на стекольного. Наш дядя создавал во Львове первую лабораторию художественного стекла. Отец работал на изоляторном заводе, а мама - на заводе, который изготовлял промышленное стекло. Тогда это было мощное производство. Теперь - все разрушено.

Я удивляюсь, почему, имея такие мощности, за достаточно короткое время все уничтожили, и это же стекло мы теперь завозим из-за рубежа ...

- Где сейчас живут родители?

- Родители живут в Италии. Они переехали туда 15 лет назад. Но часто приезжают во Львов. Они в свое время уехали в Европу как работники. И была версия, что Василий купил им там жилье.

Но он ничего не покупал ... Все деньги, которые у него были, Василий потратил на фронт ... Все его счета вычищены до нуля ... Ничего не осталось. За три года брат отдал фронта все свои сбережения. Об этом мы узнали уже после его смерти.

Я лично заинтересован в том, чтобы родители оставались в Италии, там высокий уровень медицины, там хороший климат, качественные продукты. У них есть своя община.

А здесь, у нас, им было бы достаточно трудно, потому что наши люди не совсем понимают их боль, когда начинают общаться на тему Василия. Родители только пойдут на кладбище, - и это заканчивается больницей ... Поэтому, наверное, мне и лучше, когда они там, в Италии.

Для них гибель сына - трагедия. Но им было важно, что их сына наградили "Звездой Героя" - посмертно. Это официальное признание. А я не ходил на ту церемонию ... Не мог ...

- Все-таки кто больше способствовал формированию гражданских и творческих приоритетов Василия Слепака?

- Семья. Еще во времена СССР всегда было две правды. Одна правда - на улице и в школе, а другая правда - дома. Мы знали, о чем можно говорить на улице, а о чем - дома. В нашем доме культивировались Кстати, тесно связанные с историей Украины. Нас воспитывали в проукраинском духе.

Василий с детства был очарован музыкой. Он этим миром жил, был очень активен, когда началось возрождение украинского государства - участвовал в различных акциях.

Школьником он пел в "Дударик", а это постоянные гастроли. В школе его видели довольно редко. Я даже не знаю, как он те оценки получал.

А потом - большие туры по городам Украины, а также - Канада, Америка, Европа ...

В "Дударик" он исполнял сольные партии. Сохранились фото, где он выступает с Дмитрием Гнатюка, с Ниной Матвиенко, с другими выдающимися исполнителями. То есть даже во времена СССР он был в прогрессивном Украинской художественной среде.

Он пришел в "Дударик" достаточно поздно - девятилетним. Руководитель коллектива Николай Кацал сказал: "Ладно, я тебя беру! Но у тебя мало времени - ты должен за месяц включиться в работу".

И он включился! Очень много работал. Начал выполнять сольные номера. В то время для школьника это было очень напряженное концертная жизнь. А тогда во Львове группа "Дударик" считался суперелитарним, закрытым кругом, чем-то чрезвычайным. Поэтому на Василия еще в детстве все смотрели с большим уважением.

Поэтому на Василия еще в детстве все смотрели с большим уважением

Wassyl Slipak Foundation

- Вы часто посещали его концерты, оперные спектакли - в Украине, в Европе?

- Так часто. Я бывал на многих его концертах, причем с разной аудиторией - от 300 человек до нескольких тысяч.

И, несмотря на количество людей, ему всегда удавалось держать зал своей энергетикой. Где бы он ни появлялся, всегда оказывался в центре внимания.

Он был энергичным, у него была особая артистическая харизма.

Даже если пел не главную партия, все равно оставался в центре сценического действа.

Вот сейчас я часто общаюсь с французскими певцами, которые с ним выступали, то они говорят: "Если Василий участвовал в постановке, то его всегда было" много "на сцене. И для партнеров это всегда вызов, потому что нелегко держать уровень Василия".

- Его любимые оперы?

- "Кармен", "Фауст" ... В общем, очень много всемирно известных опер.

- Все записи Василия обнародованы, выданные? Возможно, существует неизвестный музыкальный архив Василия Слепака?

- Мы много его записей. Но все они на разных носителях. Сейчас пытаемся привести их в порядок. Эти записи требуют редактирования, оцифровки. Скоро люди смогут услышать еще больше выступлений Василия Слепака.

Один диск с его основными ариями мы уже выдали. Во Львове в Историческом музее есть архив, где мы все собираем: уже перевезли туда с его дома много вещей.

Хотим, чтобы это носило характер научно-исследовательской работы.

Сейчас встречаюсь со многими учеными. Хочу, чтобы они имели возможность поехать во Францию, поработать в архивах. Чтобы это были люди, заинтересованные именно исследовательской работой, связанной с его творчеством. Потому что все это требует системного изучения. Ведь Василий и пел в операх, и выполнял много ораторскую произведений. Были как классические проекты, так и современные, современные. То есть он чувствовал себя органично в различных творческих ипостасях, был артистическим. Занимался танцами. Был прочным. Все ему давалось легко. И я никогда не слышал, чтобы он уставал или страдал от длительных репетиций.

Wassyl Slipak Foundation

- А какие у вас ощущения возникали уже в зале, когда на сцене появлялся родной брат?

- Когда, например, был в Опере Бастилии, а на сцене - брат, то прежде всего чувствовал гордость за него, за Украину.

Наверное, были у него и критики. Но я таких не знаю ... Все его выступления были аншлаговыми, а многие международных конкурсов, в которых он побеждал, свидетельствуют о его профессионализме и одаренность.

Люди говорили, что мой брат - счастливчик ...

Знаете, когда люди идут к чему высокого и значительного очень тяжело, строят карьеру, то они очень трепетно ​​относятся к своему успеху. Василий же все принимал легко, спокойно, естественно и достойно. Даже когда начал активно заниматься волонтерской работой и ездить на фронт, то все равно его карьерой все было в порядке. Даже наблюдать за этим было странно - фронт, опера, европейская сцена ...

- Когда вам стало известно о решении Василия ехать на восток защищать родину? Советовался он с вами?

- Он не говорил - ни родителям, ни мне, - что на самом деле делает на фронте. Мы вообще не знали, что он воюет по-настоящему. Говорил, что едет помогать.

Всегда останавливался в Киеве перед очередной поездкой на Восток. Не сознавался, что берет в руки оружие. Говорил, что организует концерты, помогает по волонтерской линии. Но он трижды бывал на фронте воевал - этого мы не знали.

Он вообще был таким человеком, который находила общий язык с каждым, с кем сводила судьба. Умел чувствовать людей. Об этом свидетельствует и круг его общения.

Я, например, думал, что во Франции он общался только в музыкальной среде. А оказалось, что брат был знаком с разными людьми - с научной элитой, профессурой, дипломатами, членами украинских организаций.

Василий знал, какую тему надо обсуждать с тем или иным человеком.

Поэтому он и решил, что вопрос войны - только его вопросы. Знали об этом только те люди, с которыми он воевал.

- Какие мечты - творческие, жизненные - лелеял ваш брат? На эту тему между вами были разговоры?

- Его мечты довольно обычные, понятные - жениться, иметь свою семью. Он мечтал, чтобы его свадьба происходило в Карпатах.

Потом все это трансформировалось, когда начались боевые действия: им полностью завладели темы войны, защиты Украины. Он весь был в этом. И это была единственная тема, на которую он говорил в последнее время.

Еще раньше, когда он постоянно жил в Европе, то по телефону общался с разными людьми в основном на французском языке. А уже в последний год его жизни я замечал, что и по телефону он почти всегда говорит на украинском.

Wassyl Slipak Foundation

- Как вы думаете, насколько идеалистически воспринимал Василий все то, что происходило в Украине сразу после евромайдан?

- Его трудно назвать идеалистом. Но он был романтиком. Даже не знаю, что бы он сказал, если бы сейчас посмотри на Украину - через два года после своего ухода в мир иной ...

Был бы он идеалистом или нет? Наверное, Василева оценка не всегда была точна, хотя его трудно назвать наивным, потому что он хорошо разбирался в людях. Просто у него было обостренное чувство справедливости.

Когда он видел несправедливость или какие-то нечистые вещи, то пытался с тем не иметь ничего общего. Во время своих поездок на фронт Василий каждый раз был в разных подразделениях ... В силу обстоятельств, до сих пор мне неизвестны.

Между тем поездками на фронт он пел на сцене. И с 2014 года жил на две страны. Погиб в июне 2016-го ... А еще в мае того же года у него был большой концерт в Париже ...

- Он человек культуры, быстро находил общий язык с военными на Востоке?

- Он вообще не очень хотел об этом рассказывать. Но знаю, что на фронте было не все просто. Думаю, оценить эту войну с исторической перспективы можно будет только лет через пятьдесят. Делать это сейчас - неблагодарное дело. Для меня военная часть жизни Василия очень болезненная ...

Мы сейчас создаем исследовательскую группу, которая бы планово изучала именно эти вещи. Сначала хотим изучить его художественное наследие, а потом - вопрос его участия в военных операциях.

Василий был бескомпромиссный. Наверное, потому и возникали некоторые вопросы. Он не терпел лжи, очень остро к тому относился.

Музыкальную среду тоже достаточно сложное, особенно в Европе. И в карьере Василия бывали разные периоды: то меньше контрактов, тем больше. Но 40-45 лет - это расцвет оперного исполнителя. И у него все очень хорошо шло.

И так случилось, что в жизни моего брата сначала была только музыка, а впоследствии он стал на защиту Украины.

Хотя он не терпел пафоса. На него большое влияние уже первые поездки на фронт, знакомство с разными людьми. Многие из его собратьев тогда и погиб ...

И вот сам факт гибели близких людей, которых он лично знал, и был каким-то ключевым стимулом к ​​посвящение в свое время боевой миссии.

И в Париже он постоянно проводил акции в поддержку Украины, собирал вокруг себя людей.

Я и сам сейчас часто езжу с фильмом "Миф" различными странами - и почти в каждом городе встречаю людей, которые общались Василием, делали с ним проекты, акции в поддержку Украины.

- Кстати, как вы восприняли фильм "Миф" режиссеров Леонида Кантера и Ивана Ясния?

- Мы работали над фильмом почти полтора года. Это мастерская работа. Как сценарный ход использовано основу произведения Джанни Родари в волшебный голос Джельсомино. Считаю, что благодаря авторам фильма - Ивану ясной и Леонид Кантер - за время можно узнать, кто такой Василий, можно принять его образ, можно услышать его пение. Фильм был в прокате. Были успешные фестивали, премьеры во многих странах - США, Канаде, Франции, Италии, Польши, Германии, Бельгии. В Украине 20 декабря состоится телепремьера "Мифа" на ИСТV.

- Господин Орест, ваши мысли, а возможно и версии, о трагедии режиссера "Мифа" Леонида Кантера, который покончил с собой - и это стало шоком для всех ...

- Это очень тяжелое вопросы. Мы работали с ним над фильмом довольно тесно, часто встречались. Леонид был захвачен этим проектом. Вместе ездили на показы в США, Канаду. Затем должны были встретиться на премьере в Париже. И буквально за день до этого узнаем, что Леонида уже нет ...

Я не понимаю, почему так произошло. Во время общения он всегда излучал оптимизм, не было даже намека на депрессию. В нем пульсировали новые идеи, планы на будущее, всегда об этом говорил. Он был человеком, который смотрела вперед, а не назад.

Поэтому его смерть - неожиданность и шок. Поэтому мне трудно все это объяснить. Хотя никого не надо судить, каждый выбирает свою судьбу ...

- Где и при каких обстоятельствах вас застала страшная весть о гибели брата?

- За день до этой трагедии я был в командировке в Одессе. Поздно прилетел в Киев. А уже утром открыл FB - и увидел тот пост ... Потом об этом пост сообщили маме ... И она сразу попала в больницу ...

Это же неправильно - вот так "поститься" в FB информацию о гибели сына или отца. Знаю, что в Израиле есть специальная служба: три человека приходят домой, сообщают родственникам о трагедии и сразу оказывают им психологическую помощь.

Я бы никому не пожелал узнать из FB о гибели близкого человека.

В той ситуации нам очень помогла Яна Зинкевич, которая занималась Василием. Затем она занималась и формальностями - документами. Она постоянно мне звонила, говорила, что надо делать.

Уже прошло два с половиной года ...

И только глаза начинают открываться ...

Но сказать, что становится "легче", - я не могу.

Не могу также сказать, что принял смерть Василия, потому что для меня это очень тяжелая история. И в голове возникает много вопросов, на которые до сих пор не нахожу ответов.

Прежде всего вопрос: можно ли было избежать трагедии? И есть две правды. И я теперь это понимаю. Василий - герой для людей, которые его знали. Для меня он тоже герой. Но есть и персональная потеря - брата, сына. И эти две правды иногда трудно свести вместе. Некоторые люди это понимают, а некоторые - не понимают.

Некоторые люди это понимают, а некоторые - не понимают

Wassyl Slipak Foundation

- С кем из мировых оперных исполнителей Василий дружил, был единомышленником?

- У Василия в оперном мире было много друзей. Он был современным, открытым к общению. Имел влечение и способности к изучению языков. Такими языками, как английский, французский, испанский, итальянский, немецкий, польский, - владел свободно. У него слух уникален. Я сам овладел английским и французский довольно непросто. А он в любой компании, особенно за рубежом, со всеми мог общаться. Это какой-то особый талант к языкам. Свободно говорил, свободно писал. Из украинских оперных исполнителей, точно знаю, дружил с Сергеем Магерой, с Звездной Кушплер учились вместе. С Ольгой Пасечник было творческое общение.

- Понимаю, что это довольно щекотливый вопрос - о его любимую ...

- Официальной жены у него не было. Но каждый раз он влюблялся "на всю жизнь". Знаю многих женщин и девушек, в которых Василий был влюблен. Об этом можно написать книгу! В любви он был суперромантиком.

Вот и на премьере фильма "Миф" во Флориде ко мне подошла девушка с большим букетом и говорит: "Я Полина Войневич ..." А я помню ее еще с консерватории, у них с Василием был роман.

Все девушки о нем очень тепло отзываются. Он и в этом был особенным, отдавал любимой женщине все: у него была полная идеализация образа.

Когда он три года жил во Франции, у него там была любимая француженка, оперная певица. Однажды он на несколько недель приехал во Львов. Тогда еще не был активно развит Интернет, практиковались более факсы. И Василий купил факс-машину и три недели писал по-французски письма своей возлюбленной. Эти "переговоры" с Францией потом довольно дорого обошлись родителям. Это был кипу факсов!

- Однажды вы сказали, что настоящего Василия никто не знал?

- Я говорил, что в различных средах он, соответственно, и вел себя по-разному. Люди, которые занимались волонтерской деятельностью, - это одна группа людей. С ними он имел проекта - "Украинский братство", "Пересекая Европу". Эти организации профессионально помогают фронта и детям погибших, приглашают их на оздоровление в Париж.

Плюс еще одна организация - "Оперные певцы для детей", которая также занимается детьми погибших воинов.

Василий и его друзья делали много концертов для поддержки детей погибших воинов. Эта организация работает и сейчас, передает большие суммы детям-сиротам.

Ему удавалось начинать различные проекты на интуитивном уровне, он даже не все до конца осознавал.

В 2019-м будет 20 лет, как в Европе выдали оперу Дмитрия Бортнянского "Алкид". И я знал, что Василий причастен к этому. Василий рассказывал о Бортнянского директору одного фестиваля. Затем дал ему партитуру, переписанная от руки. Нашли финансы, привезли во Львов в студию звукозаписи оркестр, хор. И впервые выдали диск во Франции для европейской публики. Василий мотивировал это делать.

Вот так легко Василий все организовал.

И, что интересно, о выпуске этого диска была публикация в The New York Times, в июльском номере за 1999 год. Думаю, Василий об этом не знал. Ему удавалось запускать процессы, возможно, не всегда с осознанием, что он делает. Засеял много вещей, которые сейчас плодоносят.

- Господин Орест, ваши мнения относительно войны на Востоке Украины, - как долго все это будет продолжаться?

- А давайте встретимся через двадцать лет и об этом поговорим. Мысль есть, но, думаю, лишь со временем можно будет проверить, правильная она или ложная.

На каждом уровне есть люди, более информированы. На уровне обывателя - одно, на уровне принятия каких-то решений - совсем другое.

У меня есть только ощущение, что беда с коррупцией съедает Украины со всех сторон.

Раньше думали, что коррупция процветает только на высоком уровне, но в Украине 90% людей имеют дело с коррупцией. Это такой образ жизни.

Вот и имя Василия сейчас хотят перетянуть к себе то одни, то другие силы. Но мне это неинтересно. Поэтому стараюсь сохранять политический нейтралитет и не попадать в общественный психоз.

* * *

20 декабря, в день рождения Василия Слепака, в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины, которая носит имя Героя Украины, состоится мероприятие "Миф. Вечер памяти Василия Слепака". Звезды французского, польского и украинского опер, лауреаты всеукраинского конкурса молодых вокалистов имени В.Слипака, хор Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества, другие коллективы и исполнители станут участниками этого вечера. Идея мероприятия принадлежит волонтерам ГС "Музыкальный батальон" и БФ The Wassyl Slipak Foundation. Среди солистов - Мария Березовская, Юрий Шевчук, Александр Дьяченко, Руслана Лоцман, Василий Нечепа, Андрей Романенко. Из Франции на концерт прилетит Гийом Дюссо, а из Польши - Гоша Ковалинским, которые дружили с украинским певцом.

ZN.UA

Автор: Екатерина КОНСТАНТИНОВА

А Василий?
Между ним и коллегами чувствовалась конкуренция?
Господин Орест, в вашей семье кто-то профессионально занимался вокалом?
Возможно, гены передались через поколение?
Значит, если вернуться к предыдущему вопросу: ваши родители, очевидно, не имели прямого влияния на профессиональный выбор брата?
Где сейчас живут родители?
Все-таки кто больше способствовал формированию гражданских и творческих приоритетов Василия Слепака?
Его любимые оперы?
Все записи Василия обнародованы, выданные?