Кофе с ароматом оккупации: истории предпринимателей воинов АТО и переселенцев из Крыма

  1. Кофе с ароматом Крыму
  2. Заработок на рукоделии
  3. Воины-предприниматели

Херсон - первый (ближайший) по дороге из Крыма областной центр в Украине. Конечно, именно в Херсон направили крымчане, которые в начале 2014-го года не было никаких статусов, а законодательно их права еще не регулировались: страна, потрясенная войной и оккупацией, приходила от того, чего не могла представить даже в страшных снах. Именно в Херсон едут они и сегодня, когда оккупация продолжается уже четыре года.

Конечно, первыми откликнулись на беду переселенцев Управления социальной политики и Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. Причем работали активно как городские, так и областные службы. На их плечи была возложена действительно нелегкую задачу, с которой они справились блестяще: максимально обеспечить пребывание внутренне перемещенных лиц в Херсоне. по итогам отчета миссии ОБСЕ , Переселенцы из Крыма не рассчитывали на скорое возвращение домой в 2014 году, в отличие от переселенцев из Донецкой и Луганской областей. Таково было мнение людей, когда война и оккупация только начались.

Предпринимательство для переселенцев

Анализ показывает, что первые полгода оккупации крымчане надеялись, что скоро вернутся домой - в украинском Крыму. Ключевым многие эксперты и волонтеров видят перекрытия железнодорожного сообщения между Крымом и материковой Украины 26 - 27 декабря 2014. После этого стало понятно, что борьба за Крым только начинается, а предпринимательство стало интересовать крымчан больше. Сейчас программ поддержки предпринимательства для переселенцев становится больше - они функционируют достаточно стабильно, значит, во внутренне перемещенных лиц является возможность открывать свой бизнес на территории мирной Украины.

Переселенцы же из Донецкой и Луганской областей интересовались возможностью собственного дела больше. В рамках реализации проекта «Активизация территориальной общины Херсона для преодоления проблем вынужденных переселенцев» центром социальных служб для семьи, детей и молодежи Херсонского городского совета был проведен цикл тренингов с предпринимательской активности и поддержано несколько бизнес-проектов. Переселенцы с Востока открывали свой бизнес гораздо охотнее, чем жители оккупированного Крыма.

После общения с несколькими предпринимателями переселенцами стали понятными несколько важных вещей:

  • Несмотря на то, что большинство из них уже уверенно «осела» в Херсоне или Херсонской области, они неохотно рассказывают о себе, просят не показывать лицо, ведь в оккупированной территории в них остались родственники и близкие - у них могут быть проблемы. Именно поэтому в статье некоторые имена изменены на вымышленные.
  • Большинство переселенцев, основавших свой бизнес в Херсоне, не остаются в этом городе. Эта особенность довольно странной и печальной: Херсон за четыре года оккупации так и не стал привлекательным и удобным для предпринимательства. Если в 2015 году, когда стало окончательно ясно, что крымский туризм надолго исчез с карты Украины, Херсон многими считалась туристической «последовательницей» Крыма, то ретроспектива трех лет показывает, что ничего подобного не произошло: развитие курортной сферы довольно скромный. Но об этом - далее в историях.

Согласно части седьмой ст. 22 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» помощь по безработице может выплачиваться единовременно для организации предпринимательской деятельности безработными, которые не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием на рынке труда подходящей работы. Такие программы ежегодно реализуются, однако переселенцы из Крыма ими интересуются менее охотно, чем переселенцы из Донецкой и Луганской областей.

А теперь, собственно, о истории успеха ....

Кофе с ароматом Крыму

- А вы умеете варить настоящую крымскую кофе? - спросил меня Руслан, крымский татарин, который жил в Херсоне, сейчас проживает вместе с женой во Львове. Я несколько смутилась: какая еще крымская кофе? Но он продолжил:

- Будете во Львове, заходите. Вы приятно удивитесь.

С Русланом мы общались по телефону. В мае 2014-го года он вместе с женой приехал в Херсон. У них был определенный запас денег, но небольшой: "На пару месяцев проживания нам бы хватило, но не более». На тот момент обращаться уже было, кого: социальные службы работали довольно активно, уже была первая информация и распоряжения, делать и как поступать с жителями оккупированных территорий в мирной Украине.

«Я не привык рассчитывать на государство, - рассказывает Руслан. - Жизнь в Крыму меня научила рассчитывать исключительно на себя. Поэтому я узнал законодательные моменты своего статуса, устроил всю бюрократию - и вперед искать заработка. Но, знаете, для человека, который в Крыму зарабатывала на туристах (мы сдавали несколько комнат для отдыхающих, а жена-переводчик еще и водила экскурсии), предложения работы в Херсоне были не то, чтобы унизительными .... Скорее оскорбительными. Я действительно привык к другому уровню жизни - высшего. Я много лет уже был предпринимателем: летом туристы, зимой - пусть небольшой, но магазин, где я отрывался - помимо прочего, продавал еще и вкусный кофе. У меня была мечта: научиться премудростям приготовления кофе и открыть собственную кофейню. Однако не хватало времени поехать на какие-то курсы, фестивали, поучиться ».

В Херсоне три месяца Руслан и Эльзара пытались найти себя, однако не смогли. Вдруг друзья (такие у Руслана в Херсоне были) нашли объявление о наборе на курсы бариста: переселенцам - скидки. «И мы без вариантов поехали в Одессу. Запас денег еще не было: мы приехали с небольшим запасом, плюс работали здесь, в Херсоне, поэтому можно было в месяц поехать и в Одессу ». Руслан и Эльзара поехали. Она продолжала заниматься частными заказами на переводы, он устроился барменом - и параллельно оба учились. «Удивительно, но стоимость обучения составляла как раз треть сбережений - ровно треть». После обучения в том же баре Руслан продемонстрировал свои способности варить кофе. «Мы подружились с владельцем и он оказался не против моих экспериментов с кофе. Дело пошло. А еще через пару месяцев мы решили поехать во Львов вместе с новыми знакомыми-одесситами. Это было очень рискованно, но человек, который поехала из Крыма с тремя чемоданами и испуганными глазами, не боится рисковать ».

Сейчас Руслан с Эльзары снимают жилье во Львове и вместе с друзьями должны кафе, где готовят «настоящую крымскую кофе». Действительно, где же еще в Украине так вкусно кофе, как во Львове!

Заработок на рукоделии

Ирина покинула Крым в 2015 году. Разведена, она имела уже взрослую замужнюю дочь, которая к материковой Украины переехать отказалась. «Она не то, чтобы поддерживает нынешнюю власть в Крыму ... Она не возражает ей». Ирина имела родственников в Херсоне и Херсонской области: мама с папой довольно почтенного возраста, сестра с братом, их семьи. В Крым в свое время она переехала к мужу.

«Думала, что здесь буду работать учителем. Однако произошло не так, то было », - Ирина смеется.

Ирина всегда занималась рукоделием. В конце 90-х работала в Италии - была на заработках. Там начала вязать более активно «чтобы не сойти с ума от тоски по семье». Подруги одна за другой говорили, что она этим зарабатывать, однако дальше курортных подработок дело не шло. «Но меня это устраивало. Я не имела возможности принимать туристов, поэтому продавала в курортный сезон вязаные вещи: шарфы и игрушки. Шли на «ура» Такой себе подработку для учителя ».

Сейчас Ирина вяжет и продает свои изделия в основном за границу. «Там у меня остались хорошие знакомые. Подруги устроили свою жизнь, помогли продать первые вещи. Теперь я, можно сказать, работаю на Италию. Немало заказов из Киева, из Львова, из Харькова. В Херсоне, правда, покупают крайне редко - дорого это для Херсона, ручная работа здесь не очень ценится ».

Стоит добавить, что после переезда в родной Херсонской области Ирина также устроила и личное. После нескольких лет одинокого жизни она нашла здесь свою судьбу.

Воины-предприниматели

Если взять те истории и тех людей, с которыми я общалась, и сравнить, то получится, что крымчане-предприниматели в большинстве своем не остаются в Херсоне, а вот жители Донецкой и Луганской областей остаются. Эксперты в один голос объясняют это тем, что уровень жизни крымчан был выше рядовых жителей Донецкой и Луганской областей. Оказываясь в Херсоне, крымчане пытаются идти дальше - в больших городах больше заработки. Зато переселенцы с Востока остаются в Херсоне и работают здесь.

Также особенность заключается еще и в том, что жители восточных областей больше пользуются услугами Центра занятости по предоставлению возможности открытия собственного бизнеса.

Мы провели несколько интервью, которые трудно вместить в одну статью. Скорее всего, таких статей будет много: страна должна знать своих героев. Поэтому напишем о них просто в хронологическом порядке.

Первый герой - Алексей, который сейчас выполняет сантехнические работы на заказ. «Я занимался этим и до войны. Однако сюда приехал не с-под обстрелов, время потратил на реабилитацию. Деньги просто таяли, а я несколько месяцев не мог работать. Я привык работать официально, но не знал рынка труда здесь: когда приезжаешь с войны, то попадаешь в другую реальность. Не верится, что когда-то ты здесь жил и даже работал. Но «сарафанное радио» никто не отменял: многим нужна была помощь хорошего сантехника. Вы же знаете, хорошие руки - то золота цена. Сейчас я предоставляю такие услуги, а еще помогаю своим там (ред .: кивает головой, то есть «там» - это на войне).

Сейчас Алексей думает о том, чтобы вернуться в зону АТО. «С заработками неплохо, но я не могу сидеть здесь, когда там стреляют. Реально это так. Когда однажды это попробовал, должен биться до конца, пока не разобьешь врага ».

Андрей вместе с женой Еленой после того, как он находился несколько месяцев в АТО, открыли собственный бизнес: продают «быструю еду». Елена очень переживает, что человек может вернуться на войну. Андрей не скрывает, как и Алексей, не может нормально жить в мирной Украине, когда за 450 км отсюда уже стреляют. «Бизнес идет неплохо. В принципе, мы просто знакомы с этой сферой: к войне продавали продукты. Но захотелось чего-то нового. Елена очень увлеклась кулинарией, когда я был в АТО. Отвлекалась так, чтобы не думать плохого ... ».

Эти истории - лишь маленькие отрывки из большого пласта жизни тех, кто должен был начать все с самого начала или на новой территории, или после того, как держал в руках оружие. Каждая из историй - это буквально вымученная тем, одиночеством и нежеланием жить история. История победы над собственными страхами. Кстати, окончательной победы не одержал никто из героев: все они попросили сделать так, чтобы на оккупированной территории не было проблем в их родственников. Продолжение следует ...

Автор: Евгения Вирлич

Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады

Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады

Я несколько смутилась: какая еще крымская кофе?