Постановление ВХСУ от 02.02.2017 года по делу №910 / 11015/16

ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД УКРАИНЫ   ПОСТАНОВЛЕНИЕ   ИМЕНЕМ УКРАИНЫ   2 февраля 2017 Дело № 910/11015/16   Высший хозяйственный суд Украины в составе коллегии судей:   председательствующего судьи Швеца В

ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

2 февраля 2017 Дело № 910/11015/16

Высший хозяйственный суд Украины в составе коллегии судей:

председательствующего судьи Швеца В.А., судей Даниловой Н.В., Сибига А.Н. рассмотрев кассационную жалобу Киевского городского совета на постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 13.12.2016 по делу № 910/11015/16 Хозяйственного суда города Киева по иску Киевского городского совета к Общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаз-2" третьи лица 1. Департамент земельных ресурсов исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) 2. Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс Консалт ЛТД"; 3. Коммунальное предприятие "Киевский ипподром" об освобождении самовольно занятого земельного участка

с участием представителей сторон от:

истца Рог А.В. (Дов. От 30.01.2017),

ответчика: Покиньчереда А.Н. (Дов. От 01.12.2016)

Представители третьих лиц - 1, 2, 3 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

В:

Киевский городской совет обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегаз-2" об освобождении самовольно занятого земельного участка. Исковые требования обоснованы тем, что, по мнению истца, ответчик должен вернуть самовольно занятый земельный участок ориентировочной площадью 0,035 га по ул. Академика Глушкова, 10 в Голосеевском районе г.. Киев, неправомерность занятия которой подтверждается актами обследования земельного участка № 224/01 от 22.07.2015 и №16-1444-01 от 29.08.2016. При этом истец ссылался на предписания статей 116 , 125 , 126 , 152 , 189 , 212 Земельного кодекса Украины , статей 26 , 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине" , статьи 1 Закона Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" .

Решением Хозяйственного суда города Киева от 29.08.2016, принятым судьей Лысково Н.А., в иске отказано. Мотивируя решение местный суд исходил из отсутствия доказательств самовольного подключения ответчиком спорного земельного участка. В то же время предоставлены акты обследования земельного участка № 224/01 от 22.07.2015 и №16-1444-01 от 29.08.2016 суд признал составлены с нарушением норм действующего законодательства Украины. При этом суд руководствовался положениями пунктов 3.1., 6.1., 6.2. Порядок осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель в г.. Киеве ", утвержденного решением Киевского городского совета от 25.09.2003 № 16/890.

Киевский апелляционный хозяйственный суд, коллегией судей в составе: Власова Ю.Л. - председательствующего, Сулима В.В., Станика С.Р., постановлением от 13.12.2016 проверенное решение местного хозяйственного суда оставил без изменений по тем же основаниям.

Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, Киевский городской совет обратился с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд Украины, в которой просит решение и постановление по делу отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. Обосновывая доводы кассационной жалобы жалобщик указывает на неучет судами того, что ответчик использует спорный земельный участок без правоустанавливающих документов для эксплуатации и обслуживания газозаправочного пункта и сооружения операторской по просп. Академика Глушкова, 10 в Голосеевском районе г.. Киев. Причем жалобщик ссылается на нарушение судами предписаний статей 152 , 212 Земельного кодекса Украины , статей 4 2 , 4 7 , 43 Хозяйственного процессуального кодекса Украины , статьи 34 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" .

Постановлением от 23.01.2017 коллегии судей Высшего хозяйственного суда Украины в составе председательствующего судьи - Швеца В.А., судей - Даниловой Н.В., Сибига А.Н., кассационную жалобу Киевского городского совета принято к производству, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 02.02.2017.

Отзыва на кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины не поступало.

Участников процесса согласно статье 111 4 Хозяйственного процессуального кодекса Украины надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

Высший хозяйственный суд Украины, заслушав судью Швеца В.А., объяснения представителей истца и ответчика, просмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения хозяйственными судами предписаний действующего законодательства, отмечает следующее.

Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, по результатам проведения осмотра Департаментом земельных ресурсов Киевской городской государственной администрации составлен акт обследования земельного участка №224 / 01 от 22.07.2015 с указанием, что данный земельный участок используется Обществом с ограниченной ответственностью "Нафтогаз-2 "для эксплуатации и обслуживания газозаправочного пункта и сооружения операторской; по данным земельного кадастра земельный участок по указанному адресу учитывается, как земли не предоставленные в собственность или пользование. Документы, удостоверяющие право собственности или пользования на земельный участок в Департаменте земельных ресурсов исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) отсутствуют. Кроме того, из содержания указанного акта обследования земельного участка следует, что обследование проведено должностным лицом Департамента земельных ресурсов в соответствии с "Порядком осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель в г.. Киеве" утвержденного решением Киевского городского совета от 25.09.2003 № 16 / 890. При составлении акта отсутствовали представители ответчика, а следовательно акт обследования подписан только должностным лицом Департамента земельных ресурсов Киевской городской государственной администрации ЛИЦО_9 Кроме этого, 29.08.2016 истцом предоставлено суда первой инстанции акт обследования земельного участка №16-1444-01 от 29.08.2016, содержащий те же нарушения, что и акт обследования земельного участка от 22.07.2015 № 224/01 и составлен в отсутствие представителей ответчика. Как усматривается из материалов дела, предметом данного судебного разбирательства является требование Киевского городского совета к Общества с ограниченной ответственностью "Нефтегаз-2" об освобождении самовольно занятого земельного участка ориентировочной площадью 0,035 га по ул. Академика Глушкова, 10 в Голосеевском районе г.. Киев. На основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, суды предыдущих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Коллегия считает выводы суда местной и апелляционной инстанции обоснованными, исходя из следующего. В соответствии с статьи 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона. согласно статьей 124 настоящего Кодекса передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления путем заключения договора аренды земли. Поскольку земельный участок относится к коммунальной собственности города, исключительно Киевский городской совет имеет право распоряжаться ею. Способом волеизъявления совета, осуществляет право собственности от имени соответствующей территориальной общины, по регулированию земельных отношений является принятие решения сессии. Согласно части 1 статьи 124 названного Кодекса передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса Или договора купли-продажи права аренды земельного участка (в случае продажи права аренды) путем заключения договора аренды земельного участка или договора купли-продажи права аренды земельного участка. По предписаниям статей 125 , 126 Земельного кодекса Украины , Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается. Право собственности и право постоянного пользования на земельный участок удостоверяется государственными актами, а право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом. В соответствии с статьи 212 настоящего Кодекса самовольно занятые земельные участки подлежат возврату собственникам земли или землепользователям без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос домов, зданий и сооружений, осуществляется за счет граждан или юридических лиц, самовольно занявших земельные участки. Возврат самовольно занятых земельных участков производится по решению суда. согласно статьей 1 Закона Украины "О государственном контроле за использованием и охраной земель" , В которой содержится определение сроков, самовольное занятие земельного участка - любые действия, свидетельствующие о фактическом использовании земельного участка при отсутствии соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о его передаче в собственность или предоставление в пользование (аренду) или при отсутствии совершенной сделки по такого земельного участка, за исключением действий, которые согласно закону являются правомерными. Статьей 189 Земельного кодекса Украины определено, что самоуправляемый контроль за использованием и охраной земель осуществляется сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами. В соответствии с пунктом 1.3. Порядок осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель в г.. Киеве, утвержденного решением Киевского городского совета от 25.09.2003 №16 / 890, основными задачами самоуправляющегося контроля являются: обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства; предотвращения нарушений законодательства в сфере использования и охраны земель, своевременное выявление таких нарушений и принятие соответствующих мер по их устранению. Пунктом 2.4. указанного Порядка самоуправляемый контроль предусматривает: контроль за наличием у землевладельцев и землепользователей документов, подтверждающих их права на землю, проектной документации и тому подобное; предотвращения нарушений законодательства Украины в сфере использования и охраны земель, своевременное выявление таких нарушений и принятие соответствующих мер по их устранению; контроль за устранением юридическими и физическими лицами нарушений земельного законодательства. Согласно пункту 2.5. указанного Порядка самоуправляемый контроль за выполнением требований земельного законодательства осуществляется путем: проведения проверок; рассмотрения обращений физических и юридических лиц; рассмотрения документации по землеустройству, связанной с использованием и охраной земель. Внеплановая проверка - это проверка, не предусмотренная планами работы Главного управления. В случае невозможности своевременного сообщения юридических или физических лиц о проведении внеплановой проверки (ограниченный срок на ее проведение и т.п.) она проводится без предварительного уведомления при наличии таких обстоятельств, в том числе, получение доверенности от органов прокуратуры и других правоохранительных органов (пункт 2.6 Порядка). Согласно пункту 3.1. указанного Порядка главное управление при осуществлении самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель в городе Киеве соответствии с возложенными на него задачами: 1) организует и осуществляет самоуправляемый контроль в г.. Киеве по: соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности земельного законодательства; 2) принимает в пределах своей компетенции меры к устранению нарушений земельного законодательства, в том числе по возврату самовольно занятых земельных участков их владельцам или пользователям; 4) в случае выявления нарушений юридическими или физическими лицами земельного законодательства вносит предложения: государственным органам управления и контроля, в том числе правоохранительным, по привлечению к ответственности за нарушение земельного законодательства и принятие мер по их устранению в пределах компетенции этих органов; 5) собирает материалы для подготовки заключения о самовольном занятии земельных участков физическими или юридическими лицами, готовит заключение о самовольном занятии земельных участков и передает его в Киевский городской совет для принятия решения об их освобождении; 9) проводит обследование земельных участков по их использованию землепользователями и составляет соответствующие акты обследования земельных участков для рассмотрения Киевским городским советом вопросов о возобновлении договоров аренды земельных участков; 15) передает в органы прокуратуры, органов дознания и досудебного следствия материалы о действиях, в которых усматриваются признаки преступления. В соответствии с пунктами 6.1-6.4. Порядка Главное управление после выявления нарушений земельного законодательства составляет акт проверки соблюдения требований земельного законодательства и дает указание о необходимости устранения нарушений земельного законодательства. Акт проверки соблюдения требований земельного законодательства и указание о необходимости устранения нарушений земельного законодательства составляются в двух экземплярах, один из которых выдается лицу, совершившему нарушение земельного законодательства, или направляется ему по почте. В акте проверки соблюдения требований земельного законодательства указываются, в том числе выявленных нарушениях земельного законодательства; объяснение физического, юридического лица по поводу выявленных нарушений земельного законодательства. В акте проверки соблюдения требований земельного законодательства могут быть дополнительно указаны и иные сведения, связанные с нарушениями земельного законодательства. Акт проверки соблюдения требований земельного законодательства подписывается должностным лицом Главного управления и физическим лицом, руководителем или уполномоченным представителем юридического лица, в отношении которых составлен акт проверки, с предоставлением объяснений по поводу выявленных нарушений. Указание о необходимости устранения нарушений земельного законодательства подписывается должностным лицом Главного управления. Для устранения нарушений земельного законодательства должностным лицом Главного управления устанавливается 10-дневный срок. После проведения внеплановой проверки должностное лицо Главного управления составляет акт проверки соблюдения требований земельного законодательства в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящего Порядка. В случае если ранее выявленные нарушения земельного законодательства не устранены в 10-дневный срок, Главное управление о таких нарушениях сообщает соответствующие органы исполнительной власти и управления, органы местного самоуправления и / или их исполнительные органы и направляет им копии материалов проверки для принятия мер в соответствии с законодательством (пункты 7.3., 7.4. указанного Порядка). Итак, в случае нарушения ответчиком норм земельного законодательства орган самоуправляющегося контроля должен проводить проверку, сообщать о ее проведении ответчика и составлять по ее результатам акт проверки. Ссылка заявителя на то, что актами обследования земельного участка № 224/01 от 22.07.2015 и №16-1444-01 от 29.08.2016 установлен факт использования Обществом с ограниченной ответственностью "Нефтегаз-2" земельного участка без правоустанавливающих документов судами предыдущих инстанций верно отклонено, учитывая то, что предоставленные суду акты обследования земельного участка составлен без ведома и участия представителя газозаправочного пункта, доказательств того, что именно ответчик занимает земельный участок площадью 0,035 га по ул. Академика Глушкова, 10 в Голосеевском районе г.. Киева материалы дела не содержат. Учитывая установленные судами обстоятельства дела и предписания приведенных норм, коллегия судей соглашается с выводом судов предыдущих инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Доводы кассационной жалобы не могут быть основанием для отмены постановления по делу, поскольку опровергаются установленными судами предыдущих инстанций обстоятельствами. Коллегия судей также отмечает, что жалобщик в кассационной жалобе указывает и на вопросы, касающиеся оценки доказательств. Согласно части второй статьи 111 7 Хозяйственного процессуального кодекса Украины кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении хозяйственного суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, собирать новые доказательства или дополнительно проверять доказательства. Таким образом, оснований для отмены пересмотренной постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.

руководствуясь статьями 111 5 , 111 7 , 111 9 , 111 11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины, -

Л:

Кассационную жалобу Киевского городского совета оставить без удовлетворения.

Постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 13.12.2016 по делу № 910/11015/16 Хозяйственного суда города Киева оставить без изменений.

Председательствующий судья В. Швец

Судьи: М. Данилова

А. Сибига